Рейтинг@Mail.ru
Девять дней одного лета

Девять дней одного лета

За десятки лет работы в школе учитель высшей категории, отличник народного просвещения Алла Щеглова получила наград немало: от городских до министерских. Но все­*таки самой памятной считает путёвку на Олимпиаду в 1980­*м.

По тому, как бережно хранятся пожелтевшие листочки, теперь уже артефакты из тех далёких лет, понимаешь: это не только напоминание о молодости, но и действительно предельно насыщенные событиями несколько летних дней, рассказывая о которых она эмоционально перепрыгивает от одного момента к другому, будто это было только вчера.

Алла Николаевна в 72-й гимназии работает со дня её открытия в 1966 году. Помнит, как строились вокруг новой школы первые дома, и детей поначалу было совсем мало. А потом очень быстро школа наполнилась учениками, так что пришлось переходить на две смены. Спортом увлекалась с детства, особенно лёгкой атлетикой. А ещё гимнастикой, волейболом, лыжами...

- Мы в своём доме жили, - объясняет. - Мастерили из подсолнухов перекладину и прыгали в высоту.

Видимо, получилось выбрать профессию по душе, если в 1980-м молодого педагога наградили путёвкой в Москву.

- Прокопьевская делегация была из 30 человек, - продолжает Алла Николаевна. - И только восемь девушек.

Отобранных кандидатов досконально проверяли: прошлое, биография, родственники. Потом инструктаж в Кемерове: в контакты с иностранцами не вступать, близко не подходить.

Олимпиаду-80 из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 году бойкотировали свыше полусотни стран, но историки спорта всё равно считают, что прошла она на высоком уровне. Достаточно сказать, что было установлено 46 мировых, 39 европейских и 74 олимпийских рекорда.

Из Кузбасса в столицу выехал целый поезд делегаций от каждого города. 27 июля прибыли в Москву. В книжке талонов на питание до сих пор хранится один неиспользованный: в день приезда на завтрак они опоздали. Наших поселили на тринадцатом этаже только что построенного общежития для студентов МГУ на проспекте Вернадского. Отдохнуть удалось только в первый день, а потом...

- Программа была очень насыщенная: экскурсии, театры, встречи, дискотеки, прогулки по Москва-реке, - говорит Алла Николаевна. - Так что с семи утра и до полуночи мы были постоянно заняты.

Не говоря уже о собственно спортивных баталиях. На каждые она приходила с книжечкой и писала всё: результаты, фамилии победителей и просто впечатления.

- Очень запомнился итальянец Пьетро Меннеа, - заглядывает рассказчица в эту книжечку. - Италия тоже была среди стран, объявивших бойкот играм, и он выступал под флагом МОК.

Как оказалось, не зря: на родину легкоатлет вернулся с золотой олимпийской медалью. Выиграв её в забеге на 200 метров, эмоциональный южанин опустился на колени и поцеловал беговую дорожку.

- Ещё запомнились дружные немцы, - продолжает женщина. - Как они поддерживали своих! Их трибуна буквально взрывалась, когда на стадионе появлялся спортсмен из ГДР.

Именно с немецкой делегацией была у наших одна из запланированных встреч в Интер-клубе. А ещё моя собеседница отмечает совершенную организацию тех игр. Недаром страна готовилась к ним шесть лет. Завтраки, обеды и ужины, как в самолёте, всё упаковано небольшими порциями по четыре блюда на завтрак, до восьми на обед. Использованные подносы по транспортёрной ленте уплывали в мусорный бак. Вывоз только ночью. Никакого быта, никакой изнанки гостям хозяева старались не показывать.

Запомнились "Ревизор" на сцене театра сатиры с участием Андрея Миронова, Веры Васильевой и Анатолия Папанова, ВДНХ и Третьяковка.

- А ещё я бежала олимпийскую милю, - неожиданно говорит спортсменка. - 1980 метров.

Формы спортивной с собой не было, выручили товарищи: экипировали свою представительницу, и пришла она второй, отстав на полстопы от лидера.

Среди реликвий, которые учитель физкультуры теперь показывает детям, выступая на классных часах и рассказывая о той, уже исторической, Олимпиаде в преддверии будущей, сочинской, - билет на закрытие Игр.

- На делегацию дали всего шесть билетов, мы их по жребию тянули, - говорит она. - И я не вытянула.

И надо же так, ведь нашёлся счастливчик, который билет вытянул и согласился отдать ей. Парня звали Володя, а фамилию она уж и не помнит, но до сих пор очень благодарна за нежданный подарок.

- Ну так как же, Алла Николаевна, какие впечатления от последнего дня? - тороплю я рассказчицу, рассчитывая услышать самый сильный аккорд всей истории. Кто не помнит кадры с улетающим Мишей под песню Пахмутовой?

- Знаете, все женщины на стадионе рыдали, и я в том числе. А потом такой салют был красивый. Незабываемо.

Она торопится на урок. Её ждут начинающие волейболисты. Не только для них, но и для их молодых родителей 1980 год - давняя история. Им суждено стать очевидцами другой Олимпиады, зимней. В другой стране: не в СССР, а в России. И наверняка спустя многие годы своим детям и внукам они будут рассказывать о ней не менее эмоционально. По крайней мере, учительница уже посоветовала им завести дневник, как у неё, чтобы всё записывать и ничего не забыть.

Елена Баева


Выпуск №:  5-2014 (29.01.2014)

Возврат к списку