Рейтинг@Mail.ru
Как звучит курс валют?

Как звучит курс валют?

- Положите сюда ладонь, - предлагает мне Татьяна Сыркашева, учитель физики 14-й школы, подведя к ёмкости с песком. - Чувствуете?

Этот вопрос - главный в её педагогической деятельности, которой больше сорока лет. Свой предмет, далеко не простой, она подаёт через эксперимент. Когда человек удивляется или восхищается, то есть чувствует, он запоминает на эмоциональном уровне. А физика способна восхищать как никакая другая наука.

Вот и уникальный школьный музей или, как его называют здесь, лаборатория физического эксперимента, иллюстрируя физические законы, удивляет и детей (прийти сюда может любой школяр), и взрослых. А на эту интерактивную установку с песком школьный психолог приводит заниматься детей, у которых есть проблемы в общении: замкнутых или, напротив, агрессивных.

Стеклянные бокалы, наполненные водой, которые звучат от прикосновения рук. Для этого необычного инструмента одна из учениц даже музыку сочинила. Стул, утыканный внушительных размеров штырями:

- Здесь происходит посвящение в физики, - открывает секрет один из моих экскурсоводов-добровольцев.

- Это что же, надо сесть? - с ужасом спрашиваю я.

А сидеть и не больно вовсе, потому что давление распределяется равномерно по всей поверхности... ну, в общем, вы поняли. Вот так, на собственной шкуре, не только головой, постигают ребята законы физики. Недаром рядом с "пыточным орудием" знаменитая фотография Эйнштейна. Физики, как известно, шутить умеют.

Надо ли добавлять, что все музейные экспонаты сделаны руками самих ребят. Каждый можно включить, запустить, попробовать. Оттого так притягателен он для начинающих физиков. Недавно выставка пополнилась двумя новинками. Но прежде чем занять место на полках, оба изобретения побывали сначала на региональном отборочном этапе конкурса "Шаг в будущее" в Красноярске, а потом уже российского уровня в Москве. Для одиннадцатиклассника Никиты Мухарева название конференции стало реальным этапом в жизни: молодой человек определился с вузом, в котором будет учиться:

- Понравился Красноярский СФУ. Хорошая учебная база, интересные лекции читали.

Хотя в знаменитой кузнице физических кадров МВТУ им. Баумана ему тоже прозрачно намекнули: "Такие парни нам нужны". Никита сделал установку, которая визуализирует звуковые волны.

- Ведь свет и звук - волновые явления, - объясняет парень. - Только свет - это электромагнитные волны, а звук механические.

Как человек, разбирающийся в вопросе, говорит очень доходчиво и просто. Установка рисует лазером на экране замкнутые фигуры причудливой формы (в науке они известны под именем французского математика Лиссажу). В знаменитых лазерных шоу звук и цвет существуют параллельно, а в установке Никиты одна волна (звуковая) заставляет меняться другую (световую).

- А можно наоборот? - интересуюсь я. - Взять график колебания курса валют, например, выстроить идентичную звуковую волну и услышать курс рубля к доллару или евро?

- Можно, - кивает Никита. - Только вряд ли это будет красивый звук.

Потом он подумал, почему бы не сделать то же самое в объёме, и в качестве экрана выбрал холодный водяной пар, собранный от обычного увлажнителя воздуха. На конференции в Красноярске он увидел подобное изобретение, только вместо капелек воды другой школьник взял песчинки и рисовал фигуры звуком на песке.

Другая работа - коллективная. Саша Сергиенко и Сергей Мотуз - десятиклассники. Они собрали трансформатор, который создаёт напряжение до 2-3 тысяч вольт при малой силе тока. Лампочка, поднесённая к устройству, загорается сама собой. Такой вот необычный источник, передающий энергию без проводов. Ребята читали книгу про трансформатор Теслы и загорелись этой идеей. Такие источники генерации - стратегический прорыв в области энергетики. Татьяна Васильевна говорит, что талантливых детей с каждым годом становится больше.

В Москву прокопчане привезли двенадцать сумок багажа - все свои установки, а другие участники приехали с презентациями на флешках. Но жюри было интереснее увидеть всё вживую, и в конечном итоге это сыграло на руку прокопчанам.

Уже больше сорока лет Татьяна Васильевна учит детей быть успешными. Не в пошло-обывательском смысле этого слова (квартира-машина-дача), а по-настоящему: мечта - достижение - гордость.

Она фанат эксперимента. Говорит, можно сделать простейшее устройство буквально из подручных материалов и вслед за Фарадеем самому (!) вычислить вес электрона.

- Это сейчас мы укомплектованы самыми новыми приборами и оборудованием, - продолжает учитель.

Бывшие ученики помогли оборудовать кабинет, приходят вечером заниматься с ребятами, участвуют в жюри на внутришкольных конференциях. Причём приезжают издалека: жизнь раскидала и по стране, и по миру. Но уроки физики помнят до сих пор. Татьяна Васильевна дарит ребятам не себя, а их самим себе. Она развивается, чтобы соответствовать им, - учила английский, занималась спортом, чтобы ходить с классом в походы, осваивала фотодело и современные гаджеты.

- Дети всегда были уверены, что я могу и знаю всё. Однажды, ещё в 1988 году, пришёл ко мне домой восьмиклассник Костя Седченко: "Татьяна Васильевна, я программу написал "Полёт на Марс", проверьте, пожалуйста". "А почему ты думаешь, что я могу проверить?" - удивилась я. "Так вы же сами мне журнал дали "Наука и жизнь". Он составил программу, отправил на конкурс и занял второе место в СССР. Его наградили поездкой в Звёздный городок. Теперь он финансовый директор ОАО "Физика".

Журналов и газет всегда выписывали очень много, и она постоянно носила их в школу. На конференции в Москве её ученик, ныне состоявшийся бизнесмен, разыскал бывшую учительницу и, в свою очередь, преподнёс ей книги, подписав: "Любимой учительнице от благодарного ученика".

Такой вот энергетический обмен. Вечный двигатель вопреки всем физическим законам.

Елена Баева Фото автора


Выпуск №:  16-2014 (16.04.2014)

Возврат к списку