Рейтинг@Mail.ru
Квартплата: рост только на шесть процентов и в расчётах, и на деле

Квартплата: рост только на шесть процентов и в расчётах, и на деле

Квартплата: рост только на шесть процентов и в расчётах, и на деле

На вопросы кузбассовцев о предстоящем повышении тарифов на услуги ЖКХ в нашем еженедельнике отвечает заместитель губернатора по жилищно-коммунальному комплексу Анатолий Лазарев.

- Анатолий Анатольевич, по решению правительства РФ с 1 июля 2014 года плата за жилищно-коммунальные услуги возрастёт. Каким ожидается её рост для жителей Кузбасса?

- Действительно, плату за коммунальные услуги во всех регионах должны повысить с 1 июля этого года, а не с января, как это планировалось ранее. В Кузбассе плата за коммунальные услуги также должна вырасти, но не более чем на шесть процентов. Это в целом за все виды коммунальных услуг (холодную и горячую воду, электроэнергию, тепло) и при условии, что объем потребления этих ресурсов не увеличится. Замечу, что по году рост платы за коммунальные услуги не превысит трёх процентов, ведь за первые шесть месяцев года (с января до июля) мы заплатим по прежним, не повышенным ценам - на уровне декабря 2013 года. Сейчас будем проводить масштабную работу с населением, разъяснять, с чем связано данное повышение, и на конкретных цифрах показывать, каков будет рост.

- Сохранит ли Кузбасс социальную защиту наиболее уязвимых и чувствительных к любому росту цен категорий населения?

- Для нас главное - по максимуму защитить наших кузбассовцев. Прежде всего, наиболее незащищенные категории наших людей - ветеранов, малообеспеченные семьи. Мы сохраним все имеющиеся у нас льготы. Это компенсации за услуги ЖКХ ветеранам, инвалидам, чернобыльцам, многодетным семьям - всего 26 категориям наших земляков. Фактически такую компенсацию у нас получает каждый четвертый житель области (в среднем 560 руб. в месяц). Участникам войны дополнительно к федеральной льготе также выплачиваем из областного бюджета денежную компенсацию за услуги ЖКХ (458 рублей в месяц). В результате они у нас практически не платят за жилищно-коммунальные услуги. Для малообеспеченных кузбассовцев продолжают действовать адресные субсидии на оплату услуг ЖКХ, то есть адресная денежная помощь из областного бюджета, которая напрямую увязана с доходом конкретной семьи. Сегодня у нас в Кузбассе семь социальных групп, которые получают такие субсидии. Они платят за ЖКУ от 5 до 22 процентов от совокупного дохода всей семьи. А в соседней, Новосибирской, области, к примеру, только две такие группы, которые платят за ЖКУ 16 и 22 процента. Напомню вам схему расчёта субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Если доход на каждого члена семьи составляет до одного прожиточного минимума, установленного по Кузбассу, то семья платит за жилищно-коммунальные услуги до пяти процентов от своего совокупного дохода. На I квартал 2014 г. в среднем прожиточный минимум составляет 7111 руб. Из них: для работающих кузбассовцев - 7535 рублей* для пенсионеров - 5733 рубля* для детей - 7410 рублей.

Возьмем, к примеру, малообеспеченную семью из четырёх человек, где мать и отец работают, ребенок - школьник, бабушка на пенсии. Общий доход на семью 27 тыс. рублей. Теперь посчитаем, какой прожиточный минимум должен быть у этой семьи. Для бабушки - пенсионерки на I квартал он составил 5733 рубля* плюс для двух работающих родителей по 7535 руб., плюс для ребенка 7410 руб. В результате общий прожиточный минимум для этой семьи составляет 28213 рублей. А общий доход семьи (27 тыс. руб.) ниже одного прожиточного минимума. Значит, по нашей схеме эта семья платит за жильё в месяц не более пяти процентов общего дохода, то есть от 27 тыс. руб. это 1350 рублей. Остальную часть квартплаты доплачиваем из областного бюджета в виде субсидий.

Другой пример. Если на семью приходится от одного до полутора её общего прожиточного минимума, она платит до семи процентов своего дохода.

Возьмем аналогичную семью из четырёх человек, но уже с общим доходом 32 тыс. рублей. Это 1,1 прожиточного минимума (напомню, прожиточный минимум этой семьи 28213 руб.).

Схема расчёта такая же, как и в первом примере. Значит, эта семья будет платить за услуги ЖКХ семь процентов от своего общего дохода (32 тыс. руб.), т.е. 2240 руб.

Если доход семьи составляет 1,5 - 1,8 прожиточного минимума, то семья платит до девяти процентов. По этой схеме та же семья из четырёх человек, но с общим доходом 44 тыс. руб. (это 1,55 прожиточного минимума) платит не более девяти процентов от своего общего дохода (44 тыс. руб.), это 3960 рублей в месяц. И так далее, в зависимости от дохода семья будет платить за ЖКУ: 11, 13, 15, но не более 22 процентов. Повторяю, это наша кузбасская шкала. А по федеральному закону субсидии населению должны предоставлять только тогда, когда оплата за жилищно-коммунальные услуги больше 22% общего семейного дохода.

Ещё одна мера касается неработающих пенсионеров, инвалидов 1-2 групп. Сегодня, если площадь их квартир больше регионального стандарта, то на излишки в размере до 40 кв. метров мы предоставляем субсидию. Напоминаю: для одиноко проживающего неработающего пенсионера или инвалида 1 - 2 групп стандарт составляет 33 кв. метра, для семьи из двух человек - 42 кв. м, для семьи из трех и более человек - по 20 кв. м на каждого. То есть, например, если квартира инвалида 2 группы имеет площадь 46 кв. метров, то на 13 кв. метров (46 минус 33 кв. м = 13) мы предоставим ему субсидию, то есть полностью оплатим эти метры.

Кроме того, с 1 января 2014 года мы увеличили кузбасскую пенсию на 50 рублей: с 700 до 750 рублей. Почти 15 тысяч кузбассовцев получают бесплатный уголь. Это малоимущие пенсионеры, малоимущие семьи с детьми (со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума)* кузбассовцы, попавшие в трудную жизненную ситуацию - потеря работы и т.д. (со среднедушевым доходом семьи ниже прожиточного минимума). Эти областные меры поддержки должны помочь нашим людям без серьёзных потерь пережить повышение тарифов на услуги ЖКХ. Повторяю, все действующие меры социальной поддержки у нас сохранятся.

- Помимо коммунальных услуг есть, как известно, ещё жилищные. Их коснётся рост тарифов?

- Верно. Наряду с коммунальными услугами жители также оплачивают и жилищные услуги: содержание придомовой территории, уборку дворов, текущий ремонт подъездов, крыш, то есть общего имущества дома. По закону собственники жилья сами на общем собрании должны определять размер платы за жилищные услуги. Однако практика показывает, что плата за жилищные услуги устанавливается, как правило, на уровне, принятом местными властями для муниципального жилья. Губернатор области А.Г. Тулеев дал указание главам территорий, чтобы рост платы за жилищные услуги, которые утверждает муниципалитет, также не превысил шести процентов. Он потребовал проследить, чтобы управляющие компании чётко расшифровали жилищную услугу по видам работ. То есть сколько стоит уборка подъездов, придомовой территории, какие затраты планируются на текущий ремонт и так далее по каждому виду работ. Люди должны знать всё до мелочей, чтобы, в случае если услугу не оказали, они могли аргументированно требовать перерасчёт.

- Следует ли считать, что на шесть процентов подрастут все виды коммунальных услуг без исключения?

- По каждому муниципальному образованию подход к утверждению платы граждан будет различным, с учётом конкретных обстоятельств. Где-то все виды коммунальных услуг повысят ровно на шесть процентов. На отдельных территориях на один вид услуг рост будет больше, а на остальные, напротив, меньше шести процентов. Главное - в совокупности платёж за коммунальные услуги (то есть в целом за воду, отопление, водоотведение, электроснабжение при неизменном перечне и объёме услуг) НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫСИТЬ шести процентов.

- С чем всё-таки связан рост тарифов на коммунальные услуги на этот раз?

- Вы видите, как растут цены на оборудование, материалы, химреагенты: от 10 до 15 процентов. Цены на газ поднялись за последний год на 8 процентов, на мазут на 15, то есть дорожает всё то, что необходимо для выработки тепла, подачи воды. К тому же следует иметь в виду, что, по прогнозам, уровень инфляции составит в этом году семь-восемь процентов. А повышение платы на коммунальные услуги составит, напомню, не более шести. Кроме того, необходимо увеличить заработную плату работникам ЖКХ, у которых она одна из самых низких и в России, и в Кузбассе и на сегодня составляет в среднем по области 15498 рублей в месяц. А раз маленькая зарплата, значит большая текучка кадров. А кому нужно, чтобы в той же котельной работали случайные люди, без необходимых знаний и навыков?

Еще одна причина роста тарифов - высокий износ коммунальной инфраструктуры. У нас в Кузбассе он составляет порядка 58 процентов. То есть больше половины теплосетей и водоводов - ветхие, нуждающиеся в немедленной замене. Естественно, чтобы приводить в порядок и теплосети, и водоводы, и котельные, нужны деньги. И немалые. Всё это вместе и является причинами роста платы за коммунальные услуги. Вроде бы всё понятно, логично. Но при этом, напомню, что в Кузбассе никогда не стремились решить все вопросы ЖКХ за счет населения. Именно поэтому мы ещё до сих пор не перешли на стопроцентную оплату коммунальных услуг. Словом, населению до сих пор ни на одной территории не выставляются к оплате счета по экономически обоснованным тарифам. Экономически обоснованные тарифы - это полные обоснованные затраты на производство единицы ресурсов, то есть 1 м3 воды, 1 ГКал тепловой энергии, 1 КВт электроэнергии.

У нас в области население в среднем платит за коммунальные услуги только 70 процентов от экономически обоснованных тарифов, то есть необходимых расходов, а остальные 30 процентов доплачивают за граждан областной и местный бюджеты.

- Примеры убедительнее любых аргументов. Приведите хотя бы один. Может, именно он снимет все другие вопросы.

- Тогда вернёмся к тому, что уже отмечали: рост платы в целом за весь комплекс коммунальных услуг (воду, отопление, водоотведение, электроснабжение) не должен превысить шестипроцентный порог, если перечень услуг и объёмы его потребления после 1 июля не изменятся. С учётом этого специалисты сделали для наглядности такой расчёт.

Если семья в июне этого года заплатила за электричество, горячую и холодную воду, отопление три тысячи рублей, а в июле она потребила точно такое же количество электроэнергии, горячей и холодной воды, значит, должна будет заплатить за коммунальные услуги максимум на шесть процентов больше, чем в июне, то есть 3180 рублей. Будет ли это обременительно для семейного бюджета? Много это или мало? Сравните с ценой бутылки водки. Она стоит сейчас минимум 190 рублей. А если приведённый расчет - на 30 дней, то рост для данной семьи составит всего шесть рублей в день. Что можно купить на эти деньги? Да ничего. Разве что полпачки жевательной резинки на всю семью. Не стоит сомневаться, что выберет семья: комфорт в доме или возможность жевать резинку.

А если семья пользуется мерами социальной поддержки, то 50 процентов её расходов будут компенсированы из бюджета. Соответственно, личные расходы данной семьи на оплату коммунальных услуг возрастут после июльского повышения не на 180, а всего на 90 рублей.

Для семей, пользующихся субсидией, плата не возрастёт, так как их расходы на оплату услуг ЖКХ напрямую зависят от уровня их доходов. И по нашей, кузбасской, шкале жители платят от 5 до 22 процентов семейного бюджета. А тем, кто не может рассчитывать на льготы, специалисты рекомендуют устанавливать индивидуальные счётчики энергоресурсов в квартирах и с их помощью следить за потреблением и экономить расход воды и электроэнергии. Справедливости ради надо сказать: несмотря на рост, стоимость коммунальных услуг в Кузбассе будет по-прежнему одной из самых низких среди других регионов Сибири и страны.

- Тогда закономерно спросить: как плата за коммунальные услуги населения нашей области отличается от платы населения других регионов?

- Мы постоянно ведём мониторинг статистических данных в областных центрах в Сибирском федеральном округе и крупных городах России.

Получается, что при росте платы за коммунальные услуги у нас в области с июля на шесть процентов она будет по-прежнему самой низкой в сравнении с соседними регионами. Это наглядно показывает расчёт. С 1 июля 2014 г. за обычную квартиру площадью 60 кв. метров семья из трёх человек без права на льготы будет платить за воду, водоотведение, тепло и электричество по нормативам в Томске 4394 руб. в месяц, в Красноярске - 4172 рубля, а в Кемерове - только 2662 рубля. Как видите, плата за коммунальные услуги жителей города Кемерово остаётся самой низкой.

- Ещё один немаловажный вопрос, который волнует население: увеличение платы для граждан, имеющих квартиры, в которых никто не зарегистрирован или они сдаются в аренду.

- Тарифная политика Кемеровской области социально ориентирована, вопрос уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги является приоритетным в работе администрации. С 2005 года коренным образом изменилась система финансирования ЖКХ. Федеральный центр полностью прекратил дотировать отрасль в расчёте, что во всех регионах население перейдёт на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг. Однако большинству кузбассовцев такой переход был бы, конечно, непосильным. Поэтому по решению губернатора в Кузбассе сохраняется дотирование части расходов населения на оплату услуг ЖКХ. Как уже подчёркивалось, сейчас население платит в среднем 70 процентов от экономически обоснованных тарифов, остальную нагрузку 30 процентов взяли на себя областной и местные бюджеты. Цена вопроса достаточно высокая. Но это решение имеет социальную значимость и принято в интересах жителей Кузбасса. Дотация из бюджета - своего рода мера социальной поддержки, но оказание такой поддержки должно осуществляться адресно. Дотирование части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не должно распространяться на граждан, имеющих жилье, где никто не зарегистрирован, или сдающих квартиры, дома внаём и получающих от этого солидную выгоду. Поэтому они обязаны оплачивать ЖКУ в размере 100%. Бюджетные средства, то есть субсидии, не должны направляться данной категории граждан. Субсидии рассчитаны на тех, кто в них действительно нуждается. Постановлением Коллегии АКО №270 еще в 2007 году было рекомендовано муниципальным образованиям установить плату за ЖКУ в размере 100 процентов для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в которых никто не зарегистрирован, и граждан, сдающих эти помещения внаём. Рекомендациями постановления до 2014 года воспользовались девять территорий области, в этом году приняли решение одиннадцать муниципальных образований, остальные четырнадцать городов и районов сейчас приводят свои муниципальные акты в соответствие с данными рекомендациями. Введение данной меры для так называемых "нулевых" квартир позволит сэкономить 150 млн. рублей бюджетных средств. На эти деньги можно капитально отремонтировать 60 кровель или благоустроить 50 дворовых территорий, или отремонтировать 115 лифтов, или установить 500 детских площадок. Естественно, нас тревожил вопрос, что делать с новостройками. Решение найдено, и собственники квартир, которые пока не оформили право собственности в юстиции, могут обратиться в управляющую компанию и предоставить акт приёма-передачи квартиры в пользование, а также договор о долевом участии в строительстве. На основании этого им будет оформлено временное проживание, и они, как большинство в городе, будут платить по установленным тарифам, которые дотируются из бюджета. Следует учесть, что бывают ситуации, при которых граждане не могут зарегистрироваться в помещении в связи с прохождением процедуры определения права собственности. В этом случае вопросы будут рассматривать индивидуально на комиссии в администрациях муниципальных образований.

Елена Баева

Фото Анастасии УЛАНОВОЙ


Выпуск №:  23-2014 (04.06.2014)

Возврат к списку