Рейтинг@Mail.ru
Помнить, чтобы жить | Новости Прокопьевска | ТРК 27 Плюс

Помнить, чтобы жить

03.03.2015 715

В очередном сюжете из цикла, посвященного юбилею Победы - о героях прокопьевского стрелкового полка, которые отстаивали Москву и прорывали блокаду Ленинграда.

Стелу и "Аллею ветеранов" 376-й Краснознамённой Кузбасско-Псковской стрелковой дивизии, куда входил и 1250-й ордена Красного Знамени Прокопьевский стрелковый полк, на территории школы №26 заложили однополчане-сибиряки после встречи в 1986 году, как символ памяти о тех, кто прошагал по дорогам войны с первых дней и до победного залпа. В 1941-м, когда формирования покидали наш край, они имели лишь порядковый номер. Почётные звания и имена им присваивали после крупных сражений, за образцовое выполнение заданий, которые влияли на ход истории. О массовом героизме земляков не менее красноречиво говорят награды личного состава. Орденами Ленина, Красного Знамени, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги" были награждены 8 265 бойцов кузбасской дивизии.
Хотя линия фронта и проходила вдали за тысячи километров, на кузбасской земле трудно найти дом, не опалённый войной. Двенадцать стрелковых и четыре кавалерийских дивизии были сформированы уже в первые месяцы боевых действий. Причём изначально, в элитные лыжные батальоны требовались безупречно подготовленные в военном деле и физически крепкие ребята не старше 35 лет. А где, как не в сибирской стороне можно было набрать такой резерв "снежной кавалерии"? Семь тысяч профессионалов встали под ружьё, получив зимнее обмундирование и слова напутствия - "отстоять Москву любой ценой".
Вспоминая о военном прошлом, фронтовики-прокопчане каждую встречу начинали с дивизионной песни. С призывных пунктов отправлялись целыми шахтовыми бригадами. Ведь и на передовую требовались бойцы, имевшие рабочую закалку и вооружённые техническими знаниями.
Ноябрь 1941-го. 376-я дивизия начала погружаться в эшелоны. Место назначения - станция Шексна Вологодской области. Тогда же на имя комдива и комиссара дивизии поступила телеграмма:
"Кемерово, 376-й дивизии. Угоричу, Ланкову... военный совет СибВО постановил присвоить 376-й стрелковой дивизии звание "Кузбасской". Её полкам: 1248 - Кемеровский стрелковый полк, 1250 - Прокопьевский стрелковый полк, 1252 - Пролетарский стрелковый полк, 943 - Ленинск-Кузнецкий артиллерийский полк. Военный совет надеется, что бойцы, командиры и политработники оправдают славное имя Всесоюзной кочегарки - гордости первых пятилеток".

Сейчас трудно сосчитать, сколько отмерено километров, сколько вложено солдатского труда, пролито пота и крови. Но первый бой, как в песне, он трудный самый. Как делился после войны воспоминаниями комдив майор Пётр Гушкевич, сибиряки по сокращённой программе днём и ночью упорно готовились к предстоящим боям. Для командного состава учёба была организована при штабах дивизий. Среди рядового состава особое внимание обращалось на подготовку военных специалистов: пулемётчиков, миномётчиков, артиллеристов, радистов, телефонистов. Практическим зачётом стали легендарные бои за "Синяевские высоты". Об их ожесточённости свидетельствует тот факт, что в 1942 году 376-я дивизия потеряла людей и техники почти в два с половиной раза больше, чем в каждом последующем году войны. Еженедельно ряды военных соединений пополнялись вновь прибывшими бойцами-кузбассовцами.
Военные реликвии собраны и в Музее боевой славы школы №26. В 1973 году его основательница Альфия Петрова, с подопечным ей 7 классом, начала поисковую работу. Через переписку с одноимёнными образовательными учреждениями под номером 26 на территории всей страны по крупицам собирали информацию про 376-ю дивизию и 1250 полк.
Пополнялся музей и за счёт раскопок следопытов непосредственно на местах боевых сражений. Родственники и близкие бойцов и в нашим дни передают письма, фотографии, военные документы. К примеру, из мандата сержанта Василия Нарсеева можно узнать о месте призыва, выданной экипировке. Раритетные нынче гимнастёрку, сапоги, пилотку замполит Григорий Решетников получил в 1942-м, перед боем в Мясном бору под Ленинградом, где он был тяжело ранен. Это сражение стало поворотным в истории сибирской дивизии, её первой победой. После чего была операция по прорыву блокады Ленинграда, где вновь в центре боевых порядков наступал 1250 прокопьевский стрелковый полк. Газета "Красная звезда" от 19 января 1943 года писала:
"...просчитались фашисты, не удалось им стальной лавиной смять сибирские полки. Стойкость сибиряков превзошла крепость лобовой брони вражеских танков. Трудно назвать имя одного героя. Героями были все..."
Тяготы войны наравне с мужчинами делили девушки-сибирячки. "Слабый пол" отнюдь не был "слабым" - они были помощницами, спасительницами, "ангелами-хранителями". Спасали жизнь раненым бойцам. Служили в опасных местах, неотложные операции выполняли прямо на передовой. В боевой характеристике старшего военфельдшера Мокроусовой значится, что она оказала свыше 500 раз помощь раненым бойцам и командирам. Как делится воспоминаниями дочь Валентины Александровны, самой дорогой для мамы стала медаль "За освобождение Ленинграда".
Далее кузбассовцы взяли направление на Псков. За взятие города на реке Великой приказом Верховного Главнокомандующего 376-й было присвоено наименование "Псковской", а 1250-й прокопьевской стрелковый полк был награждён орденом Красного Знамени. Сама дивизия Краснознамённой стала двумя месяцами позже, после освобождения Риги. Здесь же, на прибалтийской земле, для наших земляков прозвучали Победные залпы 1945-го.

Анна Калашникова

Получайте информацию быстро и удобно. Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе самых важных событий.
Другие новости по теме
Новости Прокопьевска
Афиша
Последние новости