Рейтинг@Mail.ru
Это жизнь

Это жизнь

Развод

– Сами родители обращаются редко, – отвечает на мой вопрос директор психолого-педагогического центра Наталья Буймова. – Они же совсем другим заняты в этот момент, о ребёнке не думают. Никто не может представить себя на его месте, когда он испытывает состояние острого горя, ему страшно, он беззащитен перед решением родителей!

Наталья Валентиновна так эмоционально говорит, что внутри всё холодеет от страха. Словно ты сам тот маленький человек, чьи родители решили расстаться навсегда.

Дочь рассказывает про подружек, и между делом выясняется, что Ксюшина мама нашла другого папу и скоро они поженятся. Он добрый, всё Ксюше покупает, особенно, когда выпьет. А вот у Маши новый папа не очень хороший. Он любит только маленького Машиного братика – своего сына, а Маша ему до лампочки.

Приятельница позвонила. Говорит, от мужа переехала к маме. Устала. Надоело. и ведь каков подлец, с сыном совсем не общается. А в былые-то времена их вдвоём частенько видели то на катке, то по дороге в баню. В чём причина? Внезапно разлюбил сына?

– Причин может быть масса, а вот определиться, что произошло в конкретной семье, можно только тщательно ознакомившись с ситуацией, – отвечают психологи.

Когда-то в самом начале работы центра его специалисты тесно сотрудничали с загсом: общались с женихами и невестами, впервые вступающими в брак. Тестировали, консультировали, рассказывали про подводные камни совместного быта.

– Но они слушают впол-уха! Они же все вот такие, – Наталья Валентиновна машет руками, изображая нечто воздушное, неземное. – У них же ЛЮБОВЬ! и не разведутся они НиКОГДА!

Про "никогда" – это новобрачные, конечно, сгоряча. Статистика, неумолимая, безжалостная и объективная, свидетельствует: в 2004 – 2005 гг. на 10 браков приходилось 5 разводов. А в текущем, 2008 году уже 6.

Дети – самые главные противники разводов, но что они в силах предпринять, чтобы папа и мама снова были вместе? Оказывается, могут и предпринимают, только поступки эти со знаком минус.

Психолог центра Ольга Манцевич в течение многих лет тесно сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, в качестве эксперта участвует в судебных заседаниях как по уголовным, так и по гражданским делам. Она приводит примеры из своей практики. Мужчина и женщина расстались, создали новые семьи, а их десятилетний общий сын принялся бродяжничать и был поставлен на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. На заседания его приглашали вместе с папой и мамой. Как же он был счастлив, когда видел их снова вместе!

– Так, ночуя по чужим подъездам, мальчик воплощал в жизнь свою мечту – видеть своих родителей вместе.

Когда родители это поняли, они сумели, видимо, перестроить свои отношения, и сбегать из дома мальчик перестал.

В другом случае женщина задумала лишить бывшего мужа родительских прав, чтобы в будущем неласковый и не очень трепетный папа не претендовал на опеку взрослого сына.

– Мы провели диагностику, – вспоминает Ольга Манцевич, – которая показала, что мальчик к отцу привязан. Обижен, да, потому что отец постоянно обещал ему то одно, то другое, а потом не выполнял обещанного. Но любит. и мы стали убеждать женщину не делать этого.

Та твёрдо стояла на своём. Но потом ради сына всё-таки дала бывшему супругу ещё один шанс. и не пожалела. Мужчина исправился. Правда, потом слабовольный человек полностью попал в зависимость от спиртного, потерял работу, опустился. Но это было уже гораздо позднее.

Знаю одну семью, которую их окружение ставит в пример своим друзьям и знакомым. Разошлись они, понятно, не от хорошей жизни, а когда отношения зашли в тупик окончательно. В последние годы вообще жили под одной крышей как соседи. Претензий друг к другу накопилось масса и, в конце концов, решение разъехаться стало казаться обоим единственно возможным. и, кстати, перед тем, как его реализовать, пришли на консультацию к психологу центра и получили одобрение. Разъехавшись, они оставили прошлому то, что там должно было остаться – обиды, ревность, ссоры. Не сговариваясь, пока не заводят других семей и не афишируют перед ребёнком и друг перед другом отношения на стороне. У папы есть ключи от маминого дома и наоборот, но ни тот ни другой не пользуется ими без предупреждения. Втроём встречают Новый год, ведь это семейный праздник. Дарят друг другу подарки на дни рождения. В папином доме у мальчика есть своя комната. и главное, бывшие супруги теперь не позволяют неуважительного слова в адрес друг друга. Бывшая жена предупредила всех подруг: отец моего сына не может быть ни прохвостом, ни просто плохим человеком. иначе бы от него не родился прекрасный ребёнок, которого я так люблю.

Сейчас в центре работают с очередной житейской драмой. Он и она жили вместе шесть лет. Родили чудесного, теперь пятилетнего человека.

– Мальчик просто прекрасный, – хвалит психолог, – общительный, развитый, отстаивает свою точку зрения.

После развода папа выкрал его из детского сада и маме не отдаёт. Конфликт дошёл до суда. Помирить их суд не может. А поскольку чаще всего подобные конфликты лежат в плоскости далеко не юридической, скорее, эмоциональной, к решению подключились психологи.

Детей пытались делить с древних времён. Всем известна библейская притча, когда Соломон предложил разрубить ребёнка, а половинки раздать двум претендующим на него женщинам, каждая из которых утверждала, что мать она. Так он обнаружил настоящую мать, которая воспротивилась этому убийству и была готова отказаться от ребенка в пользу своей соперницы. Надо ли объяснять, в чём здесь мораль? и стоит ли пытаться делить неделимое?

Елена Баева.


Выпуск №:  43 (22.10.2008)

Возврат к списку