Дискуссия
Мнение образованных дилетантов
Эти записки вовсе не претендуют на полноту раскрытия темы. Да и собравшиеся на 15-минутный перерыв преподаватели художественной школы, прежде чем обсуждать предложенные вопросы, оговорились: "Это будут ответы дилетантов, поскольку мы всё-таки не дизайнеры". Уточню – дилетанты со специальным образованием. Так что получился несколько неожиданный жанр – коллективное интервью образованных дилетантов по поводу городской рекламы.
– 23 октября – День работников рекламы. А как, на ваш взгляд, обстоят дела с рекламой у нас в городе?
– Нельзя сказать, что в Прокопьевске реклама на высоте. А всё, видимо, от того, что там, где её производят, нет профессиональных дизайнеров. Если пройтись по рекламным фирмам, кто там работает? Мальчики и девочки, которые владеют графическими программами, – и всё. Образования у них специального нет, навыков дизайна тоже. Потому что специалисту платить надо соответственно, а за такую работу, когда взял из интернета картинку, подставил к ней текст, и оплата соответствующая. Но самое интересное, что заказчик за такую, с позволения сказать, рекламу готов отдавать деньги. Композиция, форма, силуэт, цвет – это элементарные вещи, которые должен знать каждый рекламист. Если этого нет, то о каком качестве можно вести речь?
– А что такое хорошая реклама?
– Реклама должна привлекать внимание, влиять на подсознание. Но делать это деликатно. А то, что нарисовано на наших баннерах, никак не привлекает, а порой даже отвращает.
– На магазинах, торгующих одеждой, вывешивают фото привлекательных, модных юношей и девушек. А по улицам ходят совсем другие люди, далеко не с обложки. Должна ли реклама быть реалистичной?
– Реклама должна быть сказкой. Если человека напрягает то обстоятельство, что он не похож на образ с обложки или рекламного баннера, пусть идёт к психологу.
– К вам хотя бы раз обращались за советом рекламисты или заказчики рекламы?
– Нет. Но им, скорее всего, и не следует к нам обращаться. У них есть свой творческий союз – дизайнеров. А вот в городе должен быть такой орган, который бы следил, что и где размещать. В Санкт-Петербурге, например, в районе Невского и исторического центра запрещено размещать коммерческую рекламу. Её место – в районе торговых точек.
– Ну, этот город ЮНЕСКО объявила мировым культурным наследием. Что сравнивать?
– Не скажите. У нас тоже есть места, где гуляют семьи с детьми, зоны отдыха. У фонтана, к примеру, или на аллее Героев. В этих местах к рекламе надо подходить особенно взвешенно, пропуская её содержание сквозь этические фильтры. и ни в коем случае не размещать попку в джинсах. У нас тут был прецедент, когда мы убеждали (и убедили!) хозяина торговой точки, что недопустимо на его рекламе изображение полуобнажённого человека. Мимо ходят дети. Почему они должны на это смотреть? Это наша культура.
– Ну, а примеры хорошей рекламы можете припомнить?
– Мало рекламы социальной. Вот идёшь по Омску, а там большой портрет ирины Чащиной и призыв любить свой город. Понимаете? У нас тоже Григорий Дрозд может популяризировать любовь к своей малой родине. Либо Борис Волынов со слоганом: "Я помню свой город" или что-то в этом роде. Такой вот хорошей рекламы не хватает.
– Реклама любая несёт в себе позитив. Разве нет?
– Реклама вообще не должна быть агрессивной. А позитива тоже может быть слишком много. Перебор оранжевых подсолнухов и улыбок, как и любой переизбыток, напрягает. Реклама должна быть человеческой, гуманистической. Агрессия же не только в чернухе. В навязчивости, чрезмерности её ещё больше.
– Реклама без агрессии? Она же для того и создаётся, чтобы кричать: купи меня! Собственно, само слово так и переводится – кричать. Значит, хорошей рекламы не бывает? Хоть один примерчик!
– А помните, была серия исторических роликов про банк "империал"? Это высший пилотаж. Ты даже не замечаешь, что тебе про банк рассказывают, и только где-то в конце так деликатно на несколько секунд мелькает его название. Не напрягает, сделано красиво и интересно, внимание привлекает.
Выпуск №: 43 (22.10.2008)