«Диалог» на Красном Углекопе
"Диалог" на Красном Углекопе
Наша газета продолжает цикл выездных редакций. На этот раз "Диалог" побывал в поселке Красный Углекоп.
Спирт, улица, барак, газета
Назвалась Татьяной. Работает в аэропорту. Раньше тут жили свёкор со свекровью, но, получив квартиру, переехали на Маганак, а они с сыном с 1981 года живут здесь.
- Говорят, под снос скоро пойдёт как ветхое жильё. А когда "скоро"? То ли в 2009-м году, то ли в 2010-м. Всего из жильцов остались Ольга Санатова, мы с сыном и Люся Кириченко, - словоохотливо рассказывает хозяйка.
Воды нет, летом колонка, а зимой ходят с вёдрами в соседние дома.
Убеждение, что в бараках живут люди бедные, действительности, как оказалось, не соответствует. Проходя мимо соседнего 47-го барака (кстати, справного ещё строения, несмотря на свой 60-летний возраст), мы с участковым Александром Столповым были остановлены женщиной. Она заинтересованным взглядом посмотрела на нашу делегацию:
- Что это за комиссия?
и, узнав, что выездная редакция, тут же нашла применение нашей инициативе:
- Раз вы из "Диалога", то закройте наш магазин!
- Какой магазин? - оглядываюсь вокруг и вижу только кусты да общественный сортир.
- Такой, о котором все знают и ничего поделать не могут. А мужики травятся!
Оказывается, это жительница 12-й квартиры Елена Фефелова, которую, по словам её соседки, по телевизору показывали уже и штрафовали не раз, торгует спиртом. и заявляет, что дела своего не бросит. А штраф? Что штраф! Заплатит.
- Законодательство несовершенное, - сетует участковый. - Чтобы привлечь даже к штрафу, целое дело: свидетели нужны или закупка контрольная. Все жалуются, а никто не помогает, в свидетели не идёт.
и потом, как всякий частник Елена законы маркетинга изучает на практике. У неё отовариться можно на любую сумму, что есть за душой, - рубль, так на рубль нальёт. А то и в долг. В общем, гибкая система оплаты работает. и далеко не на здоровье местных мужиков.
На запрос редакции из отдела жилья Администрации города ответили оперативно.
"Дом №51 по улице Углекопской, 1947 года постройки, состоит в списках ветхого и аварийного муниципального жилого фонда и включён в муниципальную программу на 2007-2010 гг., утверждённую решением Прокопьевского Совета народных депутатов №369 от 13.11.2007 г. На сегодняшний день в городе 809 ветхих муниципальных бараков, из них признаны аварийными 27. Снос дома №51 по улице Углекопской запланирован до 1 января 2011 года.
Н. А. Мужчинина,
начальник отдела по учёту, распределению и приватизации жилья".
Фото автора.
Где на Углекопе деньги водятся?
- Деньги, - не отвлекаясь от основного занятия, ответил тот, что повыше. - В прошлый раз я здесь сто рублей нашёл!
- А много детей в посёлке? - спрашиваю у моего гида.
- Давайте посчитаем. В школе учатся 370, 50 стоят в очереди на детский сад и почти 80 в садик ходят. Сколько получается? Полтысячи!
За площадкой - небольшой, заросший бурьяном пустырь.
- Его тоже можно задействовать в будущем, расширив площадку, - по-хозяйски прикидывает Татьяна Владимировна. - и люди не откажутся выйти на субботник, если понадобится.
Только вдруг вместе со старой детской площадкой исчезнет поле чудес, на котором за просто так, словно грибы, можно разыскивать сотенные купюры?
Посветите! Темно...
Насчёт "успешно" Любовь Леонидовна каламбурит. Дело в том, что вместо привычных жэков теперь образованы ООО с разделением функций. Одни за водопровод отвечают, другие - за чистоту двора и т.д. Так вот, вместо привычного жэка №4 посёлок обслуживает общество с ограниченной ответственностью со смелым названием "Успех". Смелым, если учесть количество нареканий в адрес коммунальных служб.
Не обошла стороной проблема темноты родителей дошколят и воспитателей детского сада №18. Единственный фонарь, освещающий автобусную остановку, от садика метрах в 300. Его установку лет пять назад жители оплатили сами. Правда, тогда "удовольствие" это стоило полторы тысячи, а сейчас около пяти.
Если хочешь быть здоров
- Вот если бы на этом месте была спортивная площадка, - мечтают жители посёлка. и не только мечтают.
- Нам даже план показывали, - рассказывает председатель поселкового совета Геннадий Васильевич Зиновьев. - и смета была просчитана.
Правда, тогда строительство не началось из-за двух погребов, которыми ещё пользовались. их требовалось засыпать. Теперь препятствий нет, но и строительства тоже нет.
- Молодёжи сходить у нас в посёлке некуда, - сетуют углекоповцы. - Был клуб, но 10 лет назад его отдали под церковь.
Здание бывшего клуба довольно внушительное. из очагов культуры теперь здесь только библиотека. Хотя с тем же исаакиевским собором в Питере нашли выход: и музей сохранили, и церковные службы проходят в одном из приделов. Не знаю, как при этом сочетаются мирская суета и церковные таинства, но видно как-то мирятся. В конце концов, наши храмы и овощехранилищами успели побывать, так что личина музея для российского кафедрального собора, коим был исаакий до революции, - вовсе не самый худший вариант. Наверняка, и помещение на Углекопе можно было поделить так, чтобы не лишать жителей клуба совсем.
Однако вернемся к площадке. Родители да бабушки с дедушками заливают во дворах катки, ладят горки. Но то для малышей. Есть спортзал в школе. Но этого мало. Поэтому и замахнулись на новую площадку. Проект спортивного сооружения всем понравился: летом можно в баскетбол играть, зимой - в хоккей или на коньках кататься. Прокат спортивного инвентаря, два теннисных стола. В поселковом совете к делу подошли ответственно. Ходили с рулеткой по посёлку, вымеряя, обсуждая, прикидывая. В конце концов выбор пал на это место, где подведены все коммуникации. Осенью 2007-го вышли на субботник - вырубали кусты, разбирали фундамент - готовили место под будущее строительство. Но не получилось начать стройку. Весной снова тишина, пришла другая осень. Потом приехали бурильщики.
- Пробу берём на грунт. Здесь будет дом.
Вот и недоумевают теперь углекоповцы, будет у них спортивная площадка или нет? и что построят на месте сгоревшего барака?
Подготовила Елена Баева.
Фото автора.
Простая арифметика, или Как минус превратить в плюс
- Мы каждый день думаем, что бы такого сделать на уроке, как бы заинтересовать ребят.
и здесь на помощь пришла система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Причем помощь оказалась, так сказать, двойной: и в обучении детей, и в улучшении материально-технической базы школы. Опробовав в виде эксперимента новую систему на начальных классах и убедившись в ее эффективности, постепенно перешли на среднее звено. А потом собственный опыт объединили в программу, которую успешно защитили на областной ярмарке педагогических новинок и представили на федеральный конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих образовательные инновации. и выиграли его! Награду - миллион рублей потратили на приобретение современной техники: интерактивную доску, мультимедийные установки, проектор. Работать стало интереснее, но и хлопот прибавилось, ведь оборудование надо сначала освоить. Приходится учителям после уроков самим садиться за парты, знакомясь с техническими премудростями.
Всевозможные профессиональные состязания - вообще неплохой способ получить дополнительные средства. Так, уже четыре педагога 28-й (в том числе директор Елена Стенина) за победу во Всероссийском конкурсе лучших учителей получили по 100 тысяч рублей. Лично! А вошедшая в десятку сильнейших областного этапа конкурса "Учитель года-2006" преподаватель музыки инна Унгурова помимо наград и премий для себя принесла родной школе грант на приобретение химической лаборатории. и еще шесть именных кабинетов, отлично отремонтированных и оснащенных, подарили школе спонсоры.
Зашли в один из классов после уроков. Двое мальчишек старательно убирали кабинет, один сметал мусор, второй протирал пол.
- Столы у вас новенькие. Удобные, наверное? - спрашиваю.
- Ага. Только они не новые, в прошлом году получили. Просто мы их бережем.
Кстати, бережное отношение к родной школе - одно из стратегических направлений в воспитательной работе. Ведь школа, по сути, единственный очаг культурно-спортивной жизни Красного Углекопа после того, как лет десять назад соседний клуб отдали под церковь. Почти все уроки идут в одну смену, а потом до 10 часов вечера работают всевозможные кружки и спортивные секции. Причем не только для ребят, но и для взрослых. Женщины занимаются шейпингом, мужская часть качает мускулы на тренажерах. Любопытно, что охрана здесь своя - за порядком следят выпускники, которые тренируются в спортзале.
Когда переходили из основного здания в блок начальных классов, обратила внимание на обилие малышей во дворе.
Тоже необычная позиция, ведь, как правило, появление посторонних на территории школы или садика совсем не приветствуется - сломают, насорят, да и вообще - не положено.
- Как же я буду запрещать? - изумилась моя собеседница. - Это ведь наши будущие ученики. Пусть знакомятся, привыкают.
Один из будущих, карапуз лет трех - четырех, тем временем упорно тянул бабушку к школьному крыльцу. Там разгружали машину с мебелью. Как выяснилось, для нового компьютерного класса. Малышу очень понравились стулья. Он внимательно рассматривал и трогал железные ножки и светлые деревянные сиденья, составленные в замысловатую конструкцию, пока из дверей не высыпали ребята постарше и не унесли мебель в здание. Кто знает, может быть, именно за этим столом спустя несколько лет он будет осваивать компьютерную азбуку.
Зимовать на ... Север
Выезжая с Севера по закрытию прииска "Кулар" Якутской САХА, сдал свою квартиру. Мне дали документ, что я имею право встать на "северную" очередь по месту жительства. Так и сделал, в 94-м году получил пятую очередь, а в общей очереди по ветхому жилью - 1500-ю. Затем по "северной" очереди я стал вторым, и вот уже двенадцать лет никаких сдвигов. Говорят, северянам дома не строят. А по общей очереди (на июнь 2008 г.) я теперь 150-й. Как же так? Сколько можно ждать? Я ведь 1934 года рождения, пожилой человек, инвалид второй группы, ветеран труда (стаж работы 44 года). А в жилотделе Администрации города мне каждый раз дают отсрочку.
В.А. Курагин, ул. Боковая, 40.
Крохотный домишко настолько врос в землю, что, кажется, фундамента у него никогда и не было. В сенях - куча глины.
- Завалинку подсыпать, а иначе при первых же морозах замерзну, - пояснил хозяин.
От раскаленной печки в двух комнатках жара, и с трудом верится, что зимой здесь стоит такой холод, от которого Владимир Артемьевич спасается, уезжая в Магадан к сестре.
- Конечно, сейчас тепло, так и на улице плюс десять, - резонно возражает автор письма. - Как только столбик термометра опустится ниже нуля, переселяюсь в одну комнату, вторую придется изолировать, занавешивая дверь всяким тряпьем.
Фото автора.
Выпуск №: 46 (12.11.2008)