Рейтинг@Mail.ru
Сибирский характер

Сибирский характер

Сибирский характер

Совершенно белый конь во весь опор мчится по ярко-зелёному полю. Мышцы играют, грива летает в потоках ветра, ноздри выдувают горячий воздух, копыта выбивают чёткий ритм, ритм свободы... Узнали? Это герб города Прокопьевска! Всегда было интересно узнать, что за порода у этого резвого скакуна? иван Баев, председатель российского союза ветеранов горноспасателей, считает, что больше всего конь с герба похож на орловского рысака. Потому что похожи тот, нарисованный, и этот, тоже белый, только живой, тёплый и норовистый по кличке Кузбасс. На своём Кузбассе иван Викторович изъездил все окрестности.
– Орловский рысак – лучшая иллюстрация русского характера, – воодушевлённо продолжает он. – Если надо, может всё: и под седлом ходить, и плуг тянуть, и на скачках бороться. По тайге, по болоту, по горам... Универсальный конь. Одним словом, сиби
ряк!
Конь

Совсем по Драгунскому
Впервые в нашем городе появились начатки конного спорта. А идейный вдохновитель, он же организатор, он же строитель, конюх, коневод, педагог..., а на эти короткие полтора часа мой гид иван Баев. Откуда у городского жителя увлечение лошадьми? С детства, отвечает. Маленьким рисовал не машинки и самолётики, а лошадок. Потому что интереснее. Они же живые! Помните, как у Драгунского? Почему обменял грузовик на коробок со светлячком? На этот вопрос мамы Дениска Кораблёв удивлённо вскидывает брови: "Ну как ты не понимаешь, мама? Он живой. и светится". Лошади не светятся, зато светятся глаза у их хозяина, когда про них говорит.
В Зенково, куда мы приехали, чтобы познакомиться с Кузбассом и другими обитателями новенькой конюшни, полным ходом идёт стройка. Условия проживания – походные. В доме – печка, лежанки, стол. По хозяйству хлопочет малоразговорчивый парнишка четырнадцати лет, второй играет с огромными, как телята, собаками весьма доброй наружности. Пацаны – из детдома. На каникулах с удовольствием прибегают сюда, с разрешения воспитателей, разумеется, помочь, пообщаться, научиться. Мужское общение для них – дефицит. Но сильнее всего притягивают их сюда лошади. Оба уже уверенно держатся в седле. Вот и теперь помогают готовить Кузбасса, а потом бегут вместе с нами показать, где пасутся Миледи и Кроха.

Зорро возвращается
идея конно-спортивной школы родилась почти два года назад, когда состоялся первый областной туристический слёт православной молодёжи. Наша команда с патриотичным названием "Русь" заняла тогда первое место. Но это был хотя и радостный, но, как выяснилось, не главный результат того слёта. А главным стало рождение православно-спортивного патриотического клуба "Русь", который объединяет теперь почти сотню ребят. Занимаются кому чем интересно: рукопашным боем, хоккеем, туризмом. и вот теперь в Зенково только-только встают на ноги конно-спортивный клуб и секция русской лапты. Да нет, скорее, не клуб. Слово это узковато для планов, что возлагают люди на лошадей.
– Очень хотел первую лошадь-монголку, – знакомит с хозяйством мой провожатый. – Начинать учиться на ней – лучше не придумаешь. Она покладистая, спокойная. Правда, может быть довольно упёртой, но договориться можно.
Первая жительница здешних мест монголка по имени Кроха мирно паслась неподалеку и с достоинством приняла яблоко из рук своей хозяйки, Богданы Баевой. Кобыла по кличке Миледи – русская рысистая, кстати, дочка чемпиона СССР по кличке Аргумент, резвая и характерная, появилась чуть позже. Она – беловчанка. Позднее к дамам присоединился Кузбасс. Результат – обе кобылы через полгода дадут приплод. и местные ребятишки уже придумывают клички. Если будет жеребчик, то станет Зорро. А для кобылки сочинить звучное имя время ещё есть. В этом могут поучаствовать и наши читатели. Предложения отправляйте на сайт www.27trk.ru.
Конь2
Кто кого правит?
Под ногами осенняя грязь, а смотреть вниз не хочется. Хочется глядеть всё время вверх, в небо. На сопки. На вершины сосен. Такая вот окрыляющая атмосфера здесь. Недаром существует направление в медицине, тесно связанное с лошадьми, иппотерапия называется. Первыми седоками здесь были ребятишки из зенковского детдома №2. Когда случайные прохожие видели детей верхом на лошадях, подходили, интересовались, что это тут делается? и не раз тогда звучал вопрос про иппотерапию. А лечат общением с лошадьми заболевания очень серьёзные – ДЦП, аутизм, болезнь Дауна... Одним словом, сами родители подвигли ивана Викторовича задуматься над тем, чтобы кроме спортивного освоить ещё и лечебное направление.
– Я даже не подозревал, сколько у нас больных детей! – делится он невесёлым открытием.
Азы иппотерапии осваивали в Москве.
– Но там же совсем всё по-другому! Занятия проводятся в помещении, проще говоря, в бетонном саркофаге. А у нас – в парке, на свежем воздухе! Благодать!
Родители садятся в седло вместе с детьми: ведь они не просто привезли своих чад на лечебный сеанс, а заняты общим делом, замечательным и редким. У мамы одного мальчика с ДЦП теперь появился мощный рычаг воздействия на успеваемость сына в учёбе. Когда 11-летний парень ленится, она объясняет, что Кроха отстающих недолюбливает и в следующий раз его не повезёт. Действует.
Вот и получается, пока всадник правит конём, он правит здоровье человека.
Лошадь
Генная память
– Погладьте её, посмотрите, какая она тёплая! – приглашает Богдана ближе познакомиться с Миледи. Животное косит глазом в мою сторону, а тёплый бок её вздымается под ладошкой, и я вдруг почувствовала к ней уважение. За работоспособность её лошадиную, честную, бескомпромиссную. или в её лице ко всему лошадиному роду? Ведь много столетий верой и правдой служат они человечеству! Разве это не достойно уважения? и только кажется, что, пересев за баранку авто, современный человек забыл про то, как охотничий азарт приподнимал его в стремени или в пылу битвы на поле брани он пришпоривал верного скакуна.
– Я однажды на Кузбассе выехал на ровное поле и там почти отпустил удила. Конь пустился во весь опор, перешёл в карьер (высшая степень галопа, – авт.), а я летел. и услышал...
Генная память заговорила, закричала, затопала сотней копыт, зазвенела тысячами мечей. Может, это ветер шумел в ушах, а может, заголосила память предков?
– Этот топот я слышал и на Куликовом поле. Лёг навзничь, прижался к земле и услышал голос ратной битвы, – завершает свой удивительный рассказ всадник орловского рысака.

Всё получится
Пять лошадей, иппотерапевт, ветеринар, тренер, конюхи, конюшня, отвечающая всем требованиям лошадиного комфорта. Перед тем, как начать её строить, иван тщательно изучал опыт коневодства. Много помогают добрые, неравнодушные люди. В планах – на месте старой лыжной базы, разрушенной теплицы и хоздвора здесь же, в Зенковском парке, построить реабилитационный центр для горноспасателей и детей-инвалидов и школу русской лапты. В том, что планам этим суждено сбыться, уверен: их одобрил Глава города Валерий Анатольевич Гаранин. А он, говорит иван, человек слова.
– Ведь не для собственного удовольствия мы это делаем, – подытоживает он. – Вот только неопределённость с переоформлением мешает привлекать средства, столь необходимые для продолжения этого доброго начинания.

Агния Капустина.
Фото автора.



Выпуск №:  47 (19.11.2008)

Возврат к списку