Можно ли нагреть руки на варежках?
Мало ли что в жизни случается, будет повод подзаработать. Да и для дома, для семьи нелишне.
Фаберже на франчизу
Года два тому назад в городском совете женщин задумали собрать вместе рукодельниц, объявления дали в газетах. Звонков было много. и вязальщицы, и вышивальщицы, и лоскутницы... Когда всё развесили, сами удивились, сколько мастериц в городе и какие красивые вещи они умеют делать! Выставка уже прошла, а звонить всё продолжают.
- Так это когда было? У вас, наверное, газета в руках старая, - объясняют в женсовете.
- Да я не про выставку, - говорят на том конце провода. - Мне бы изделия мои продать. Вы не поможете?
В Новокузнецке есть магазин, где можно купить изделия ручной работы, от картин и поделок из дерева до салфеточек и шалей. Люди с удовольствием берут на подарки - оригинально, эксклюзивно. В Кемерове, Новосибирске, во всех крупных городах есть салоны под названием "Художник" или другим, но ассортимент один - изделия ручной работы. Правда, цены в таких магазинах кусаются.
- А что вы хотите, - удивляется Виктория Дёмина, идейный вдохновитель женщин-рукодельниц, что встречаются в ДК им. Маяковского. - Работы-то авторские.
Но продавать свои изделия вышивальщицы и вязальщицы из клуба "Клубком и крестиком", как ни странно, не спешат. Сама Виктория - классная вышивальщица! Когда она принесла свои работы на выставку, зрители ахнули. Думали, графика или обработанное на компьютере фото - такое тонкое исполнение! Посиди-ка над вышивкой, погорби спину, напрягая зрение! Так что денежный эквивалент, на который автор потом соглашается обменять своё творение, кажется потенциальному покупателю чрезмерным. и не готов он ещё за ручной труд платить достойную цену. Китайский дешёвый кич на подарки или для украшения интерьера берут гораздо охотнее.
В советское ещё время шёл фильм из серии "Следствие ведут знатоки", в котором ювелир подделывал произведения Фаберже, и даже искусствоведы не могли с ходу отличить их от оригинала. А когда узнавали, что Фаберже "ненастоящий", разочарованно возвращали восхитившую их вещь автору. и не только ради денег шёл ювелир на подлог! Он никак не мог понять: ну чем он хуже? Но он был не Фаберже. Теперь бы противоречие разрешилось простым договором, потому что рынок придумал такую форму продажи имени как франчиза, и мастер вполне мог передать классному ювелиру свою торговую марку за определённый процент. А может и не стал бы этого делать. Ведь деньги - это ещё не всё.
Летом варежки - зимой деньги
Так что же, не права была моя бабушка, обучая внучку искусству владения спицами? У "Снежинки" традиционно собираются вязальщицы варежек и носков. Здесь и связанные на машинке, и пуховые и мохеровые рукавички ручной работы всех размеров.
- Зовите меня баба Маша, - разрешает словоохотливая пожилая продавщица.
Ассортимент у бабы Маши внушительный. Стоит на посту у трамвайной остановки примерно с одиннадцати до двух-трёх часов, в зависимости от погоды и покупательской активности. А она в столь тёплый, какой-то не ноябрьский для Сибири, день, была совсем невысокой.
- Вон она уже два часа торгует, - кивает баба Маша в сторону соседки по импровизированному прилавку, - а ещё только одни варежки и продала за 200 рублей. - На мою пенсию в 3000 не проживёшь, - объясняет она острую необходимость торговой деятельности.
Шерсть покупает непряденую. Сама прядёт, вяжет, продаёт. Я принесла на "толчок" своё произведение - две пары носков.
- У-у-у, - тянет другая продавщица, помоложе, безжалостно снимая с меня розовые очки. - Да им цена в базарный день полтинник, и то не купят!
Носки пришлось спрятать, подальше от позора. Но, честное слово, я видела точно такие в магазине по 300 рублей! Рядом бабушка представляется тоже "бабой Машей". Баба Маша другая, а технология производства та же: летом прядёт шерсть и вяжет носки да варежки, а зимой торгует ими у "Снежинки".
Обе бабы Маши дают такой расклад бизнес-плана: из мотка мохера и основы к нему получается две пары детских варежек. Одна идёт в счёт возврата затрат на материал, вторая - в прибыль.
Не везёт на везунчиков
В женском клубе "Яблонька" - очередное заседание. На сей раз хозяйка салона Лариса Сёмина пригласила мастерицу по росписи на камне. Раз в месяц здесь собираются женщины по разным поводам, в том числе и рукоделию учиться. Лариса ивановна приглашает то умелиц по лоскутному шитью, то постигают женщины бисерные хитросплетения. После того, как прошёл мастер-класс по изделиям из солёного теста, одна из женщин увлеклась производством "везунчиков" - этаких симпатичных домовят.
- Продавать не пробовали? - рассматривая принесённый ею рукотворный талисман, спрашиваю.
- Не только пробовала, но и продаю, - отвечает она.
Вот, думаю, на варежках рук не нагреть, так может с талисманами повезёт! Но нет. Она прошлась по отделам разных магазинов Тыргана, предлагая свои изделия на реализацию. Взяли охотно, а вот продажи ждать пришлось месяца два. Каждый домовёнок принёс ей 200 рублей дохода. Выставленные в трёх торговых точках - 600 рублей за два месяца! Слабое подспорье.
интернет- кормилец
Продвинутые мастерицы пользуются современным каналом продаж - интернетом. Чего только нет на сайтах, где мастера ручной работы выставляют фото своих произведений! От тех же рукавичек до чучел животных. Аксессуары, сумки, вышивка, куклы, изделия из дерева, иконы на камне и вышитые, вязаные купальники, картины всех жанров и техник, батик... Цены? Судите сами. Варежки с узором мастерицы из Северодвинска выставлены по 1500 рублей. Вязаные платья 6-7 тысяч. Бижутерия от 600, дамские сумки 700-1500. Но насколько успешно идёт торговля через интернет-магазины, мне узнать не удалось. Однако теперь, когда в городе открылся современный выставочный зал, а при нём будет работать первый в городе салон-магазин с произведениями ручной работы, быть может у горожан постепенно сформируется спрос на эксклюзив. и подарки к семейным или корпоративным юбилеям станет модно покупать именно здесь.
Елена Баева.
Фото Анастасии Улановой
и автора.
Выпуск №: 49 (03.12.2008)