Иконописец с дрелью в руке
Только факты
Александр Невский (1221 – 1263)
- Считается, что Александра стали называть Невским за победу над шведами на берегу Невы в июне 1240 г. Однако впервые это имя встречается в источниках только с XIV века.
- Ему приписывают изречение: "Не в силе Бог, а в правде". Он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, при том, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности. Последний раз князь выезжал в Орду в 1262 году, чтобы умилостивить хана после волнений в суздальских городах. Возвращаясь из Орды, Александр заболел и умер.
- Когда римский папа Иннокентий IV предложил князю принять католичество в обмен на помощь в борьбе против монголов, Александр категорически отказался. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Иконописец с дрелью в руке
– Легко работалось. Написала Александра Невского всего за неделю. Наверное, потому, что делала для дорогого мне человека, – Наталья Павлова легко проводит пальцем по берестяному окладу. – Для старшего брата Александра.
Иконописцем студии "Православная береста" при Дворце культуры "Ясная Поляна" она работает восемь лет, художник-самоучка. В степном Казахстане, откуда Наташа родом, даже понятия нет о таком материале, как береста. Рисовать она любила с детства, но в их поселке художественной школы не было, только кружок в Доме творчества. И лет с четырнадцати появилась у нее мечта – нарисовать икону. Хотя семью свою религиозной назвать никак не могла:
– От бабушки, матери моего отца, досталась всего одна маленькая иконка на жести. Особой художественной ценности не имела, обычное массовое производство. Правда, мы, дети, крещены. Мне было года три, помню только, что в холодную воду окунали.
После школы Наталья окончила училище связи, получив специальность электромонтера...
Но пути господни поистине неисповедимы. В сложную постперестроечную пору пришлось уехать из Казахстана. Родни в Кузбассе у них не было, просто муж-шахтер искал работу по профилю. Так Павловы оказались в Прокопьевске.
В "Православной бересте" бывший электромонтер очутилась тоже по воле случая. Ей нравилось рукодельничать, а в ДК "Ясная Поляна" как раз требовался руководитель кружка мягкой игрушки. На этом же этаже располагалась студия иконописцев. С замиранием сердца попросила Наталья разрешения написать икону...
Инструменты мастеров – не только кисти и краски. Самая трудоемкая часть дела – подготовка доски и изготовление берестяного оклада. Здесь кроме художественного вкуса требуется сила, чтобы ловко управляться с дрелью и лобзиком. А почему бы не разделить обязанности: мужчины занимаются "берестяной" частью, женщины пишут лики?
– Мы это пробовали, – рассказывает руководитель студии Антонина Гадёнова, – а потом отказались: художник лучше знает, какой оклад его иконе нужен.
В самом деле, две работы Натальи значительно отличаются друг от друга. Образ Серафима Саровского в окладе, украшенном затейливым орнаментом. Берестяная "одежда" иконы Александра Невского строга и лаконична:
– Князь был великим воином, поэтому изображен с мечом. Здесь завитушки ни к чему.
У представителей разных профессий есть свои небесные покровители. А кому молятся иконописцы?
– Да, работу мы непременно с молитвы начинаем. Только "своего" святого у нас нет, молимся Богородице, Спасителю, – улыбается Наталья.
– Бывает ли, что заказчик не нравится? И как тогда поступаете? – продолжаю допытываться.
– Бывает. Приходится с таким заказом помучиться. У меня даже оклад в руках ломался. Но отказать все равно не можем. Соберешься душой, помолишься – и за работу.
Ирина Смирнова.
Выпуск №: 53 (30.12.2008)