Рейтинг@Mail.ru
Как Электрик Пушкина возил

Как Электрик Пушкина возил

Имя РоссииТолько факты

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

  • Поэтическое совершенство Пушкина делает его стихи практически непереводимыми на другие языки. Но это не помешало жителям Эфиопии установить Пушкину памятник, на постаменте которого высечено: "Нашему поэту".
  • Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, почти никогда не хворает простудой. Редко болел и Пушкин. У него кругом был лен.
  • Слова "Он порча, он чума, он язва здешних мест..." принадлежат одному из персонажей Александра Пушкина. Многие из современников поэта могли с полным основанием переадресовать их ему самому. О язвительности и остроте языка Александра Сергеевича ходят легенды. "Она была очень забавною эпиграммою, но должна быть возвышенною поэмою" – так писал в 1825 году о жизни Пушкина В.А. Жуковский.

Как Электрик Пушкина возил

"Электрик. Год рождения 1934. Масть – серая. Рост – 147. Обхват пасти (в см)..." – в паспорте мерина (документ так и называется) нет только фотографии. Впрочем, на ум тут же приходят бессмертные пушкинские строки про "лошадку, которая, снег почуя, плетется рысью как-нибудь". Ведь служил Электрик в детской библиотеке, возил новинки из магазина, дрова для отопления, библиотекаря, собиравшего книги по домам забывчивых должников.

Библиотека эта, как вы уже, наверное, догадались, носит имя А.С. Пушкина, которое присвоено ей в 1937-м – в год столетия со дня гибели "солнца русской поэзии". А в 2008-м она вошла в Ассоциацию библиотек им. Пушкина. Таких в России оказалось 70: от Кызыла до Сочи, от Дагестана до республики Коми. Как гласит устав, цель ее – "развитие нравственной и эстетической культуры, творческой активности через приобщение к классической культурной традиции и, прежде всего, к великому наследию Пушкина". Да почему же именно Пушкина?

Пушкин– Потому что он самый понятный современному читателю даже два века спустя. Потому что наше детство начинается с легких рифм и ярких образов его сказок. Потому что у него была няня Арина Родионовна, – перечисляет ведущий библиотекарь Ирина Слепичкина, – и не было настоящей материнской любви.

В этой библиотеке всегда служили его поклонники. Библиограф Людмила Ханина в любой поступающей в фонд новинке старалась отыскать строки о любимом поэте, собирала их в особую папку. Ныне покойная Валерия Овчинникова увлекалась мемуарной литературой о Пушкине. Ирина – из числа тех, кого привлекает биография поэта, жизнь, наполненная страстями и верной дружбой, опасными приключениями, дуэлями. Она говорит о маленьком Саше, как о близком человеке, и мне тоже становится жаль кудрявого малыша, в одной рубашонке выбегающего из детской, чтобы увидеть нарядную маму, принимающую гостей в салоне... Не удивительно, что после такого рассказа современные продвинутые дети берут в руки книгу Пушкина. А брать здесь есть что. Вот трехтомник поэзии и прозы 1937 года выпуска. Он попал в Прокопьевск либо с теми 5000 томов, подаренных шахтерскому городу в 33-м году наркомом Серго Орджоникидзе, либо в 34-м, когда у нас побывал агитпоезд "всероссийского старосты" Калинина. А вот роскошный том "Тысячелетнее древо Пушкиных" с красочными плакатами всех предков и потомков поэта.

– Вы знаете, что перед смертью Пушкин простил своего убийцу и запретил мстить за свою гибель? – спрашивает Ирина. – Вот это истинное величие души! Этому нам, современникам, нужно учиться у людей XIX века.

Кстати, нижние ветви пушкинского родового древа переплетаются с ветвями дантесова...

Ирина СМИРНОВА.


Выпуск №:  53 (30.12.2008)

Возврат к списку