Об ошибках и улыбках
Говорят, что нет незаменимых людей. Не верьте! Мы на собственном опыте убедились, что такие уникумы встречаются. Пример? Наш технический редактор Людмила Куксина. Чтобы выполнять все обязанности, ей бы не помешала еще парочка рук. Людмила Петровна занимается подпиской и реализацией "Диалога", ведет эту весьма непростую бухгалтерию и при этом выполняет функции психолога. Она терпеливо и заинтересованно выслушивает истории из жизни читателей и распространителей, умело "разруливает" конфликты и ненавязчиво дает советы. Но главное, она знаток великого и могучего русского языка и великолепный корректор, к которому за помощью обращаются не только сотрудники всех подразделений ТРК, но и представители сторонних организаций:
– Людмила Петровна, подскажите, как будет правильно.
И уже 20 лет она подсказывает, советует, рекомендует.
Имя обязывает
Любочке Куксиной 2 года. Да-да, именно Любочке, а не Людочке! В семье Куксиных от рождения и до 5-го класса дочку звали Любой. Правда обнаружилась внезапно. В деревне Улус-Черга на Алтае была только начальная школа. Затем ребят отправляли учиться в другое село, за 12 километров от родного дома, где дети жили в интернате, приезжая домой лишь на выходные. При оформлении школьников потребовалось свидетельство о рождении, где черным по белому было написано "Людмила". Так до сих пор не ясно: то ли работница загса недослышала, то ли решила, что большой разницы между Любовью и Людмилой нет. Но мама до смерти порой называла дочку Любой. Ну как тут не поверить в теорию о влиянии имени на судьбу человека! Ведь Людмилу Петровну отличают особая забота и теплота в отношениях с родными, друзьями, коллегами по работе.
Чтение – вот лучшее учение!
Пока Людмила-Любочка осваивала школьные науки в интернате, в родной деревне построили новую школу-восьмилетку. После 6-го класса девочка вернулась домой. При школе была неплохая библиотека, где Люда готова была дневать и ночевать. Тем более, что с библиотекарем Марией Савельевной ее связывали почти родственные отношения. Мария Савельевна девочке разрешала самой открывать библиотеку и сидеть там, сколько угодно. В результате зрение стало падать. Мама запретила Людмиле бегать в библиотеку. И девочка стала читать в бане у окошка.
Я в корректоры пошел – пусть меня научат!
В школе Людмила училась хорошо. Особенно ей нравились русский язык и литература. После восьмилетки она собиралась идти в 9-й класс. Но любимая учительница Варвара Герасимовна посоветовала матери отдать дочку в педагогическое училище. Женщина одна воспитывала двух дочек (отец Людмилы умер, когда ей было восемь лет) на 40 рублей зарплаты технички в совхозной конторе. А тут у девочки будет хорошая профессия. Будущий учитель начальных классов, в Горно-Алтайском училище Людмила получила немало новых знаний, в том числе научилась играть на баяне. В 1971 году девушка приехала в гости к тете в Прокопьевск. Город ей понравился, да и тетка предложила остаться здесь жить. Дело было за работой. Людмила отправилась в районо, где посоветовали подождать до конца августа, когда учителя вернутся из отпусков и станет окончательно ясно, в каких школах есть вакансии. Однако денег становилось все меньше, а жить на средства тети Людмила не хотела. Пошла в гороно.
– Надо ждать до августа. Впрочем, сходите в "Шахтерскую правду". Там, кажется, нужны корректоры.
О работе корректора Людмила не имела представления, но совету последовала. Девушке дали прочитать полосу, а через две недели взяли на постоянную работу.
– В первые дни я просыпалась в холодном поту от ужаса, – рассказывает Людмила Петровна. – Снилось, что не прочитала материал или пропустила ошибку в слове. Вскакивала с постели в шесть утра и бежала в "Шахтерку". Схватив готовую полосу и убедившись, что все в порядке, переводила дух. "Ты что сегодня так рано? Что опять нахохлилась?" – заглядывал в корректорскую редактор Владимир Баринов. "Кажется, что-то не поправила, Владимир Лаврентьевич". "Не переживай, газета без ошибки, что девушка без улыбки".
Однако Людмила старалась, чтобы таких "улыбок" на газетных страницах было как можно меньше. И эту старательность начальство ценило. Людмила Петровна закончила институт и уверенно поднималась по карьерной лестнице: старший корректор, и.о. ответственного секретаря... В городской газете она проработала почти 10 лет, когда бывший журналист позвала Людмилу в общество "Знание". Ответственный секретарь отвечал за подготовку лекторов, организацию семинаров. Освоившись, Людмила сама стала читать лекции по культуре речи, вела лекторий по методике лекционной пропаганды.
Возвращение
В смутные 90-е, после развала партии, Людмила Петровна устроилась преподавателем начальных классов в школу N№11. Тем более, что подрос и пошел в первый класс сын Юра. Малышам новая учительница нравилась. Интересные уроки, всевозможные праздники, классные часы, экскурсии... Верный показатель работы педагога – когда его не забывают спустя много лет. Пишут письма, приходят в гости. А в 2005 году Людмилу Петровну пригласили на выпускной ее последние воспитанники, с которыми она попрощалась в 98-м, вновь уходя в газету. Но теперь уже не в "Шахтерку", а в только что созданный "Диалог", где успешно трудится по сию пору. И то, что в "Диалоге" досадных "улыбок" гораздо меньше, чем в большинстве городских СМИ (а это объективный факт!), – заслуга Людмилы Петровны Куксиной. Профессионал, одним словом!
Ирина Смирнова.
Выпуск №: 2-2009 (14.01.2009)