Трамвай просыпается первым
Мощная железная махина на ходу врезается в сугроб: белый тоннель – и очищенные рельсы уже готовы к эксплуатации. Трамвай-первопроходец выезжает из депо и отправляется прокладывать путь, чтобы его собратья, заскучавшие за ночь в депо без работы, тоже размяли свои "железные косточки" и "полетели" развозить горожан по делам.
По улице Высокогорной "проживают" более тридцати таких "летучих голландцев". Начальник депо N№1 трамвайного хозяйства Анатолий Васильевич – продолжатель династии Золиных.
Человек, знающий о трамваях все, признался, что в юности мечтал водить железнодорожные поезда, но вышло иначе:
– Когда окончил Красноярский транспортный техникум, несколько месяцев работал в Междуреченске, ездил в Абакан. Вот где красота, едешь и любуешься: справа – речка, слева – горы. Трамвай – тоже интересно, но не так масштабно.
Выпускник техникума там бы и остался, если бы не жилищный вопрос. Дом, построенный для молодых специалистов, заселили за год до того, как железнодорожник получил диплом. К окончанию техникума парень уже обзавелся семьей – нужно было где-то жить. Анатолий вернулся в родной город, в трамвайное хозяйство, туда же, где трудились его отец Василий Золин и старший брат. Сейчас, к сожалению, их уже нет в живых. Младший, Александр Васильевич, сегодня – главный инженер в 3-м депо, и супруга Анатолия Васильевича работает техником в депо, рядышком с мужем.
За 35 лет Анатолий Васильевич прошел путь от слесаря до начальника депо и умеет делать практически все: ремонтировать трамвай, управлять им:
– Когда третьего депо на РТТЗ еще не было, – вспоминает Анатолий Васильевич, – нагрузка на наше депо была большая, ежедневно выпускали 73 вагона – с трудом успевали все осматривать.
Восемьдесят процентов прокопчан ездили на трамваях. Раньше руководству заводов и шахт приходилось даже сдвигать график, чтобы доехать из точки "А" в точку "Б" могли все желающие. Теперь многие горожане обзавелись личным транспортом, автобусы разъезжают по новым маршрутам, и хотя трамвайных пассажиров поубавилось, Анатолий Васильевич уверен:
– Без трамвая никуда! Конечно, городу проще купить автобус. Но есть другая сторона медали. Какой автобус проходит двадцать лет? А вот для вагонов это не возраст, они "живучие". Самому старому – около тридцати.
Кстати, Анатолий Васильевич делает все, чтобы трамвайный парк прослужил дольше. В прошлом году при его участии разработан стенд по испытанию тормозных стаканов для вагонов, начато производство модернизированной детали пантографов, усовершенствована электрическая схема вагона, помогающая экономить электроэнергию.
– Радует, что и люди стали культурнее себя вести: не портят, как раньше сиденья, не пишут на стенах.
Говорят, что любовь к женщине или мужчине со временем проходит, остаются привязанность и уважение. А вот любовь к профессии – это навсегда.
Анастасия Уланова.
Выпуск №: 3-2009 (20.01.2009)