Параллельные миры
Невозможно представить вуз, в котором не бьётся научная мысль, напрочь отсутствует исследовательский драйв, тишину не взрывают учёные споры, а градус познания на нуле.
На базе КемГУ каждый год проходит не менее трёх научных конференций. Темы будущих работ преподаватели и студенты выбирают сами, по интересам. А потом за "круглым столом", собираясь по секциям: экономики, психологии, информационных технологий, – ведут обсуждение.
К участию в конференциях приглашают и школьников, преследуя две цели, – привить племени младому тягу к добыванию знаний не токмо посредством запоминания текста учебника. А кроме того, есть надежда, и не беспочвенная, увидеть будущих выпускников в рядах первокурсников КемГУ. На региональный слёт научной мысли приглашаются коллеги из тёплой Македонии и уже давно зарубежного, хотя и смягчённого определением "ближний", Казахстана.
Судя по темам, мероприятия эти скучными назвать трудно. То вздумают исследователи классифицировать жесты, то вдруг возьмутся переводить "Шпигель", изучая рекламные тексты. Правоведам интересна история такого серьёзного государственного института, как прокуратура.
А вот преподавателя Светлану Штак заинтересовала столь необычная тема, как маргиналы, которые есть в каждом обществе, и их наличие от его благосостояния не зависит.
– Исследований на эту тему мало, – говорит Светлана Валерьевна.
Ведь требуется проникновение в среду, а приятного в этой среде мало. Хотя, считает она, бомжи такие же люди, как и мы. Отличие только в том, что на изломе кризиса 90-х в силу разных житейских обстоятельств и свойств натуры не смогли удержаться "на плаву". Вот и стали наши миры параллельными. Раньше обитателями общественного дна занимались специальные организации – лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Потом, блюдя свободу личности, их закрыли.
– И зря, – считает моя собеседница.
Потому что единственным путём включения выпавших из общества людей является труд.
Интересно, когда Светлана Валерьевна задавала своим необычным респондентам самый обыденный вопрос: "Каковы ваши доходы в месяц?", они терялись. И не потому что хитрили, не помнили!
– Эти люди живут сегодняшним днём. Только "здесь и сейчас", – объясняет исследователь.
А не этому ли учит нас, простых смертных, вся психологическая литература!? Живи здесь и сейчас и будешь счастлив!
Но утверждать, что жизнь бомжа безоблачна, было бы глупо. С одной стороны – полная свобода и никакой ответственности, с другой – зима, голод, болезни. Есть ли шанс у людей, вкусивших такой свободы, подняться?
– Шансы подняться есть, но только у единиц, – оценивает специалист.
Как? А как у Дарвина, только через труд. Желательно общественно-полезный.
Елена Баева.
"Все обитатели трущобы могли бы быть честными, хорошими людьми, если бы сотни обстоятельств, начиная с неумелого воспитания и кончая случайностями и некоторыми условиями общественной жизни, не вогнали их в трущобу".
"Трущобные люди", В. Гиляровский.
Выпуск №: 5-2009 (04.02.2009)