Педагогические рецепты
На стендах, с трудом расположившихся в фойе Дворца творчества им. Ю. Гагарина, чего только нет – от проспектов и карманных календарей до ноутбуков с демонстрационной программой. А моё внимание привлёк дневник достижений Анны Давыдовой, скромно лежащий на стенде учителя начальных классов школы N№69.
СЧИТАТЬ ПОБЕДЫ, А НЕ ПОРАЖЕНИЯ
– Что это за дневник такой, Наталья Николаевна? – не смогла удержаться от вопроса к одной из участниц конкурса "Учитель года-2009" Наталье Проницыной.
– В эти дневнички-портфолио дети записывают все свои достижения, – пояснила конкурсантка. – Ведут их очень ответственно и серьёзно.
Грамоты, настроение, критика и самокритика, родительские отзывы – всё в этом дневнике, который учит анализировать свои поступки и настроение и рассматривать неизбежные проблемы не как поражения, а как интересные задачки на смекалку.
ДВОЙКИ НЕ СТАВЛЮ
Михаил Вараксин преподаёт физическую культуру в школе N№68. Считает, что тягу к здоровому образу жизни необходимо прививать с детства. Как? Его уроки познавательны, а ещё он применяет исключительно двухбалльную систему отметок: "4" или "5". А как же отстающие, те, что к финишу прибегают последними?
– Но они же старались! – возражает педагог. – Получит "пятёрку", в следующий раз постарается ещё больше, и всё у него получится.
И БРОСАЮТ КУРИТЬ
Руководитель музея 17-й школы, учитель истории Наталья Гончарова уроки краеведения предпочитает проводить в паломнических поездках по святым местам.
– Если в первую поездку мальчишка отправился, чтобы просто увильнуть от уроков, – рассказывает участница, – то после шестой он вдруг отказывается от курения, берётся за учёбу и становится старостой класса или капитаном сборной. Вот такой эффект.
И это главное, подытоживает Наталья Ивановна.
СНАЧАЛА ПРОВЕРЯЮ НА СВОИХ
Правильно выражать свои мысли учит школяров учитель начальных классов школы N№35 Лариса Сподарик. Мама пятерых детей, старшей из которых 20, а младшему восемь, она свою методику давно апробировала по жизни. Риторике уделяется непростительно мало времени, всего час в неделю. А между тем, владение голосовыми модуляциями помогает многого добиться. Вот и на детей Лариса Валентиновна никогда не кричит, но так умеет сказать, что слушают.
ВЫЗУБРИТЬ НЕЛЬЗЯ
С тем, что английский требует зубрёжки, категорически не согласна Елена Мищерикова, учитель иностранного языка школы N№11. Главное, считает Елена Владимировна, увлечь, заинтересовать. Научить даже скучные и нудные домашние задания выполнять легко и просто. Малышей учить играя, а старшим предложить интересные проекты, ролевые игры, виде- и интернет-ресурсы.
Юбилейный пятнадцатый конкурс "Учитель года-2009" в самом разгаре. И хотя дело это хлопотное и затратное, школа N№31 и гимназия N№72 выставили по два участника. По количеству лет и число претендентов на победу – 15. Впервые свои силы пробуют преподаватели основ православной культуры. Победитель же определится 20 февраля.
Елена Баева.
Фото Анастасии Улановой.
Выпуск №: 6-2009 (11.02.2009)