Счастье, если ты нужен
Она ходит в туфлях на каблуках и красивых костюмах, как мечтала мама. Но если надо, надевает рабочую "спецуру" и идет чистить подвал. Или часами сидит над чертежами и сметами. Или "висит" на телефоне, методично обзванивая торговые точки в поисках стройматериалов. Ну как, догадались, кем она работает? Позвольте представить – Светлана Шелепова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних на Ясной Поляне.
– Светлана Юрьевна, в разном возрасте человек ставит перед собой разные цели: например, в 18 – поступить в институт, в 25 – родить ребенка и т.д. А как было у вас?
– С будущей профессией я долго не могла определиться. Училась в школе хорошо. Занималась спортом, в хоре пела, в самодеятельности выступала, вечера организовывала. А вот какого-то главного увлечения не было. Девчонки ведь как обычно выбирают институт? Едут вместе с подружками. У меня же одна поступала на фармацевта, вторая – вообще в нефтяной вуз в Уфе. Это уж точно не мое. А одной мне было как-то страшновато.
– А родители что советовали?
– Мама работала поваром. Очень вкусно готовила и работу свою любила. Но часто мне повторяла: "Вот у меня руки по локоть то в тесте, то в мясе. Целый день у плиты жарюсь! Я хочу, чтобы моя дочь играла на пианино, ходила на шпильках, с прической и руки в кольцах". Конец сомнениям положила тетя Валя: взяла за руку и отвезла в Новокузнецкое педучилище. Так, благодаря любимой тете я выучилась на воспитателя детского сада и музыкального работника, о чем ни разу не пожалела.
Про другие этапы. Любовь, семья, дети – это не было целью, произошло само собой. Цель появилась уже в зрелом возрасте – получить высшее образование. Поступила в Кемеровский госуниверситет на психолога. Совмещать любимую работу, семью и учебу оказалось сложнее, чем я предполагала. Но справилась и теперь на собственном опыте могу подтвердить: если есть желание получить знания, необходимые для собственной реализации, ты их получишь.
– Светлана Юрьевна, какая у вас цель на нынешним жизненном этапе?
– Главная связана с работой. Это объединение нашего реабилитационного центра с приютом "Родничок" на Тыргане. Хотя мы и занимались одним делом, слияние двух коллективов проходит непросто: два разных психологических климата, две волны, два направления. Центр уже готов принять детей. Сейчас решается вопрос с коллективом "Родничка": часть его сотрудников останется работать в детском саду, который будет открыт в том здании* часть направят в реабилитационный центр "Радуга", а часть придет к нам.
– В связи с этим изменится ли деятельность социально-реабилитационного центра?
– Меняться нас заставляет не слияние коллективов, а жизнь. Наш центр будет состоять из двух отделений. Стационарное на 65 мест – для круглосуточного пребывания детей, которых уже нельзя вернуть в семью. Амбулаторное на 30 мест – для ребят из неблагополучных семей или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Определение ребятишек на дневное отделение, под присмотр опытных педагогов, психологов и других наших специалистов будет профилактикой детской безнадзорности и педагогической запущенности. Сейчас вместе с директорами школ, инспекторами ПДН составляем списки семей, которые возьмем под патронат. Обязательно беседуем с родителями. Папы и мамы должны понять, что город дает им шанс решить проблему, а не избавиться от забот о собственных детях.
Кстати, и у наших воспитанников мы стремимся преодолеть комплекс иждивенчества. Даже в играх, конкурсах приз (тот же банан или шоколадку) надо заработать – спеть, станцевать, нарисовать рисунок, получить хорошие отметки в школе, участвовать в трудовом десанте.
– Да, обратила внимание на ребят с лопатами, которые убирали во дворе снег.
– У нас большая территория и довольно ухоженная. Ребята беспрекословно, даже с большим желанием чистят ее зимой от снега, осенью от облетевшей листвы, а весной вместе со взрослыми разбивают клумбы, сеют семена, высаживают рассаду. Не зря говорят: "Красота спасет мир!", ведь ухаживая за цветами, мастеря снежные фигурки, расчищая дорогу от снега для машины, которая привозит продукты, ребята делают доброе дело. И никто из них не стесняется признаться, что они временно живут в приюте. Именно здесь они начинают ценить то, что досталось им трудом, а не упало с неба.
– Светлана Юрьевна, из чего складывается обычный день директора?
– Из мелочей. С утра решаем, куда сегодня направить машину: в банк, в больницу – отвезти детей на обследование, на объезд семей. С главным бухгалтером проверяем счета, с водителем обсуждаем, какую запчасть купить на старенькую "ГАЗель", чтобы еще побегала, и т.д. и т.п.
Когда в 2006 году взялись за реконструкцию центра, пришлось стать и строителем, и снабженцем, и архитектором, и дизайнером. Ведь перед тем, как в здание пришли строители, мы многое сделали своими руками. На одном этаже располагались квартиры. Зашли туда, волосы на голове зашевелились от ужаса. В одной квартире бомжи устроили пожар, в другой женщина держала десять кошек. А подвал! Никогда не думала, что в нем может помещаться столько хлама. Сначала его вычистили, потом отсыпали, потому что место болотистое, вода стояла. Сами разобрали перегородки в квартирах, снесли сараи во дворе. Сами план рисовали. Научилась и чертежи читать, и сметы проверять... Спасибо специалистам, которые нам помогали: заместителю начальника ПСО МУ "КаиГ" Л.В. Беккер, заместителю председателя МУ "Комитет социальной защиты населения" Л.А. Гулак, директору МУ "Управление по строительству и транспорту" А.И. Беседину.
Бумажной работы очень много. Но обязательно каждый день обхожу все группы, здороваюсь с детьми, беседую с воспитателями.
Порой мучает ностальгия по непосредственной работе с детьми. Даже завидую педагогам. И горжусь ими! Недавно у нашей воспитанницы Жени Фроловой был выпускной. Ей 18 лет исполнилось. Дети приготовили девушке много приятных сюрпризов, подарков – было ощущение большой дружной семьи, настоящей, без фальши. В такие минуты я ощущаю себя счастливым, нужным человеком.
– Педагогические семьи нередко поражает одна "болезнь": отдавая время, заботу и любовь чужим детям, своих оставляют без внимания. Вас она не коснулась?
– Да, порой дети обижаются, даже ревнуют к работе. Прихожу домой, Олеся просит: "Мам, поговори со мной". "Я на работе так наговорилась! Давай, часок помолчу, отдохну, потом все обсудим". А она уроки сделает, убежит в школу на какой-нибудь кружок или с подругами пообщаться, а там уже спать пора. Но мы чувствуем друг друга, и когда моя помощь, совет действительно нужны, обязательно беседуем по душам.
– А вам приходилось использовать свои знания психолога в общении со своими родными?
– Конечно, особенно с сыном. Семену природа дала отличные физические данные для спорта: рост, силу, выносливость. Но в 14 лет он отдалился от семьи, связался, как говорят, с плохой компанией. Однако в трудную минуту "друзья" его бросили. К кому идти? К родителям. "Я не только мама, – сказала сыну. – Я твой друг". И Семен это понял. У него произошло что-то в душе, появился новый взгляд на жизнь. К спорту потянулся. Записался на тайский бокс. Зима, холод, транспорт тогда плохо ходил, а ему ездить с Ясной Поляны в ДК им. Маяковского. После тренировки вещи из сумки доставал мокрые от пота, будто в них под душем стоял. Да еще не все поначалу получалось, хотя тренер Виталий Ильин сразу выделил его способности. Видя, как сын выкладывается, у меня порой сердце сжималось от жалости, но если другие выбирают между добром и злом, нам пришлось выбирать из двух зол меньшее. В минуты слабости спуску ему не давала, на тренировки поднимала. "Наступит день, когда твой труд оценят. Будут и победы, и награды", – твердила, собирая сына на соревнования.
– И ведь получилось. Семен Шелепов – гордость прокопьевской школы тайского бокса, чемпион мира, Европы. Он в десятке лучших спортсменов Кузбасса 2008 года! С чем, кстати, вас поздравляю.
– Спасибо. Но моя главная победа в том, что сын действительно стал другом, что он мне доверяет, что черпает силы из семьи. Когда в четырнадцать лет Семен не приходил ночевать, я даже не знала, где его искать, кто его приятели. Сейчас в моем мобильном телефоны его друзей, я с ними общаюсь. И по-прежнему перед соревнованиями пишу "SMS-ки": "Ты – самый лучший, ты – первый, мы тебя очень любим!".
Ирина Смирнова.
Фото автора.
Выпуск №: 7-2009 (18.02.2009)