Рейтинг@Mail.ru
Прав тот, кто умеет отстаивать свои права

Прав тот, кто умеет отстаивать свои права

Защита правПолгода копили на холодильник, купили, а через пару дней он перестал работать? Продавец отказался поменять новенькие ботинки, в которых так удобно было в магазине, но совершенно невозможно ходить по улице? Что делать, если турфирма испортила отдых за границей? Отстаивать свои права потребителя! Каким образом? Об этом мы беседуем с ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Территориального отдела Роспотребнадзора в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе Ларисой ФЁДОРОВОЙ.

– Лариса Петровна, закон о защите прав потребителей действует 17 лет. Но стали ли мы за это время юридически грамотнее? Насколько активно прокопчане пользуются своими, гарантированными Конституцией, правами?

– При нынешнем многообразии сфер потребительских интересов перед человеком порой возникают трудности при их реализации. Ему не хватает знания законов и умения ими пользоваться, сложно разобраться в товарах и услугах, выделить из обилия информации ту необходимую и достоверную, что обеспечивает возможность их правильного выбора. Защита прав потребителей – это прежде всего защита соответствующих прав конкретного гражданина, которые в полной мере и эффективно могут быть восстановлены.

За 2008 г. специалистом Территориального отдела по защите прав потребителей принято 66 письменных и устных жалоб. Кстати, ровно столько же, сколько в 2007-м. Значит, юридическая грамотность прокопчан не слишком выросла. А вот предприниматели стали больше внимания уделять качеству услуг и товаров. Если в 2007 году мы выявили 211 нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иных законов и нормативно-правовых актов РФ, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, то в 2008 году – 137.

– И в какой же сфере нарушений больше всего?

– Тут даже трудно выделить "лидера". Круг вопросов широкий: оказание туристических, гостиничных, медицинских и парикмахерских услуг* соответствие обязательным требованиям нормативных документов по качеству, безопасности, наличию полной и достоверной информации продовольственных, детских, электробытовых, швейных, трикотажных, галантерейных, строительных, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии и обуви и др. В конце прошлого года мы провели внеплановые проверки автозаправочных станций, по их результатам привлечены к административной ответственности директора АЗС ООО "Бенд", ООО КФ "Вояж". Проверка базы отдыха "Разгуляй" ООО "МИГ 21 Век" закончилась иском в суд о признании действий базы отдыха противоправными как нарушившими правила предоставления гостиничных услуг и санитарного законодательства по питьевому водоснабжению.

Актуальная проблема – платные медицинские услуги. Сегодня они входят в разряд самых востребованных, что не удивительно, ведь "спрос на здоровье" в последние годы резко возрос. В связи с этим выявляются факты недобросовестного отношения исполнителей услуг. Основная часть населения, к сожалению, юридически малограмотна и несведуща в вопросах правового характера, чем активно злоупотребляют организации, оказывающие услуги медицинского характера. На сегодняшний день проверено 8 медицинских учреждений, выявлены нарушения, выданы предписания об их устранении, назначены административные наказания руководителям предприятий.

– В газету читатели тоже нередко обращаются с жалобами. И работа с такими письмами показывает, что отстоять свои права потребителя можно, но это требует слишком больших затрат времени, сил, зачастую и денег. На ваш взгляд, в чем здесь основные проблемы и как добиться, чтобы закон работал эффективнее?

– Трудностей немало. Во-первых, в Кодексе РФ об административных правонарушениях отсутствуют специальные статьи, позволяющие привлекать к административной ответственности юридических и должностных лиц при некоторых видах нарушений прав потребителей: за невыполнение продавцом (исполнителем) обязательств по договору, отказ в принятии претензии от потребителя, за нарушение сроков оказания услуг (выполнения работ). Во-вторых, не регламентирована продажа таких групп товаров, как пиротехнические изделия, игрушки детские, сувениры, посуда и др. В-третьих, в судах затягиваются сроки рассмотрения дел, что не позволяет оперативно защитить права потребителей и т.д. Ну, и конечно, собственная правовая неграмотность и беззаботность людей.

– Главный совет нам, потребителям?

– К сожалению, невозможно дать рекомендации на все случаи жизни, каждую ситуацию нужно рассматривать с учетом конкретных обстоятельств. Главный совет: прежде чем подписать любую бумагу, от серьезного договора с банком до квитанции в ателье, внимательно ее прочитайте. Лучше уточнить все непонятные для вас моменты "на берегу", еще до оказания услуги или совершения покупки.

Беседовала Ирина Смирнова.


Выпуск №:  11-2009 (18.03.2009)

Возврат к списку