«Ударный» ликбез!
В кабинете музучилища, где занимаются ударники, попыталась сосчитать барабаны, тарелки, конги, тарабуки, литавры…Сбилась на 21-м экземпляре. Честно признаться, не подозревала о таком разнообразии. Руководитель класса ударных инструментов Игорь Бескровный согласился провести ликбез. Игорь Эдуардович – основатель класса ударных. Многие его воспитанники учатся в столичных вузах, работают преподавателями в музыкальных школах, становятся артистами. Ансамбль «Маримба» под руководством Бескровного побеждал на фестивале «Студенческая весна», за что был награжден Губернатором области поездкой в Грецию. Сам Игорь Эдуардович удостоен почетного звания «Человек года-2008».
– Игорь Эдуардович, разрешите угадать: наверняка, все началось с пионерского барабана?
– Так и было. Как и у многих, барабанные палочки у меня в руках оказались благодаря пионерской организации. А первое музыкальное произведение – марш. Понравилось очень. Потом настолько увлекся, что все внимание было направлено только на это: пытался понять, как играет барабан, наблюдал за ударниками, улавливал смысл и постепенно ощутил красоту звучания.
– Когда сосед играет на кларнете и трубе – куда ни шло, но если на барабане… Проблем не было?
– Не без этого. Стучали и говорили: «Поспать дайте!» Не успевали привыкнуть к одному барабану, как у меня появлялся другой. Азы барабанной грамоты соседям приходилось постигать вместе со мной. Кстати, родственники поначалу тоже не разделяли увлечения. Не верили, что такая «ударная» жизнь когда-нибудь станет профессией, но я доказал. Хобби превратилось в работу, о чем нисколько не жалею.
– Маримба, ксиларимба – для непросвещенных подобные слова звучат словно волшебные заклинания, что это за инструменты?
– На самом деле ударных несколько десятков видов, каждый по-своему неповторим. Маримба – ударный инструмент, но извлекаемые из нее звуки напоминают фортепианную и даже органную музыку. Обволакивающую глубину звучанию придают резонаторы. Играют на ней палочками с мягкими шариками-набалдашниками, причем используют не две, как обычно, а четыре, шесть и даже восемь.
– Многим кажется, что для игры на ударных особых умений не требуется, как говорится, сила есть…
– Иногда, действительно, приходится рассеивать подобные мифы. Для нашего брата важны точность ритма, общий музыкальный слух. Думаю, заблуждения подобного рода связаны с тем, что в городе этот вопрос профессионально был затронут сравнительно недавно. Если раньше ударным инструментам в оркестре отводилась незначительная роль, то сейчас специально для ударных пишут серьезные произведения, им даже отводят сольные партии в оркестрах.
– А женщина с барабанными палочками – редкость?
– В России это больше мужская профессия, на Западе все чаще встречаются девушки. В Японии в основном женщины музицируют за ударными. Кстати, на одном из конкурсов мы побывали на мастер-классе одной из лучших маримбисток мира Шоко Сакаи. Здорово!
– Ваши ученики не раз становились лауреатами городских, областных и всероссийских конкурсов. Какая победа для вас главная?
– Конечно, это открытый Всероссийский конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах, который прошел зимой в Москве. Мы туда ездили с третьекурсником Станиславом Косвинцевым. Было около восьмидесяти участников, из Кемеровской области – только мы. Стас занял второе место, но для нас это была победа. Дело в том, что обычно призовые места на подобном музыкальном состязании – привилегия духовиков. Это прорыв.
Анастасия Уланова.
Выпуск №: 12-2009 (25.03.2009)