Все работы хороши?
Маргарита Агаркова теперь трудится в отделении связи N№39 оператором. А до этого восемь лет заведовала складом на резиновом заводе. Когда предприятие закрыли, долго в поисках работы не мучилась.
- Иду мимо почты. Вижу объявление: "Требуется ученик оператора связи". Решила попробовать и вот уже почти год здесь.
Почтальоны и операторы - две самые многочисленные категории работников почтовой связи. Первые, в принципе, не слишком далеко ушли от классического образа человека "с толстой сумкой на ремне", который доставляет корреспонденцию по адресам. Правда, к письмам и газетам у них давно добавились тяжелые авоськи со стиральным порошком, мылом и другими сопутствующими товарами. Мера вынужденная: корреспонденции становится все меньше, а вот бытовую химию с доставкой на дом пожилые люди, которым трудно передвигаться, покупают охотно. Процент от выручки - это прибавка к скромной зарплате. Она, со всеми доплатами и премиями, в среднем составляет 6,5 тысячи рублей.
Зарплата оператора чуть выше - 7 тысяч. И дело вроде было непыльное: в отличие от почтальона, который в любую погоду отмахивает пешком многие километры, оператор связи всю смену находится в тепле и уюте. На первый взгляд, сидит себе в отделении, стучит по клавишам компьютера, оформляет переводы, принимает коммунальные платежи. Но если среди почтальонов текучки сейчас практически нет, то операторов по-прежнему не хватает.
- Работа очень напряженная, приходится иметь дело и с деньгами, и с людьми, - объясняет начальник Прокопьевского почтамта Ирина Дёмина. - Ведь через почту проходит большая часть кредитных платежей. И вот что удивительно: когда люди вносят деньги в банках, они ведут себя совсем иначе. Понимают, что денежные операции требуют аккуратности и внимательности. Терпеливо стоят в очередях. А в отделениях связи то и дело вспыхивает недовольство, мол, чего это оператор копается с пустяковым переводом!
Несоответствие между интенсивностью труда (особенно в крупных отделениях связи, где оператор, без преувеличения, с места не может встать) и уровнем заработной платы - основная причина текучести кадров. Их на почте готовят сами. Есть специальная программа обучения. За каждым учеником закрепляется наставник, который знакомит с премудростями профессии на рабочем месте. Кроме того, раз в неделю проводятся занятия по темам непосредственно на почтамте. Плюс - освоение компьютера в специально оборудованных терминалах.
Чтобы снять напряжение в отношениях с посетителями, руководство почтамта организовало психологические тренинги для начальников отделений связи и операторов. Почтовиков учили, как уходить от конфликтов. Анализ показал: жалоб на работу сотрудников связи стало меньше.
- Я это уже давно поняла из собственного опыта: с клиентом надо вести себя спокойно и предельно вежливо, - рассказывает Светлана Лиханова, начальник 39-го, одного из самых крупных и сложных отделений, где операторы держатся лишь несколько месяцев. - Рядом, в этом же здании, участок доставки пенсий. Люди получают деньги - и сразу к нам: платить за квартиру, свет, телефон. В дни выдачи пенсии - настоящее столпотворение. Скандал начинается всегда одинаково: стоит кто-нибудь десять минут в очереди, взрывается - за ним все остальные в крик. Здесь главное и самое трудное - сохранить самообладание, не ответить грубостью на грубость.
- А есть операторы, которые с лёту осваивают эти премудрости, умеют, что называется, управлять толпой? - интересуюсь.
- Есть, конечно, - отвечает моя собеседница. - Они и остаются. Да тут другая проблема: перспективных забирают на повышение. Вот Лена Писарева, я её для нашего отделения готовила. Хороший оператор. Три года отработала, и забрали учиться на зама. Теперь в 24-м трудится.
Руководящий состав - это действительно ещё одна головная боль. Оказывается, люди не хотят быть начальниками! Потому что ответственность большая - и не только за вверенный коллектив, но материальная, ведь через почту проходят немалые деньги: переводы, коммунальные платежи, да те же порошки с шампунем.
- Есть отделения, где надо бы заменить руководителя, но не кем! - вздыхает Ирина Дёмина.
Может быть, и здесь кризис поможет? Ведь удалось же сократить текучесть кадров. Если в прошлом году увольняли-принимали по 50 человек в месяц, то теперь - всего 10. Нет больше вакансий плотника, сантехника, механика, электрика. Практически полностью укомплектован штат почтальонов (остались лишь несколько мест в поселковых отделениях Прокопьевского района, население которого тоже обслуживает Прокопьевский почтамт).
- Стали возвращаться те, кто уходил в магазины, мелкие фирмы, - продолжает Ирина Александровна. - У частников ведь нет никаких гарантий. Если заболел, то всё - паспорт отдали, и иди. У нас же - полный соцпакет, страховка, детям путевки. Обязательный медосмотр для почтальонов, операторов. В сельских отделениях - вакцинация против клещевого энцефалита.
Лилия Опарина - еще один новичок в 39-м отделении. Работает всего второй месяц. С АЗС пришлось уволиться по семейным обстоятельствам. Светлана Анатольевна ученицей довольна: умна, расторопна, с людьми ладит. Всю эту информацию я получила за пару минут - Лилия не могла даже присесть, за стойкой уже волновались клиенты. На последний вопрос: довольна ли? - ответила уже на бегу:
- По-моему, любая работа хороша, если делать ее на совесть. Вот только хочется, чтобы люди были добрее.
Ирина Смирнова.
Выпуск №: 14-2009 (08.04.2009)