«Люди не чувствуют свою причастность к пенсионным деньгам»
О том, чем грозит пенсионная реформа будущим пенсионерам и их работодателям, рассказывает председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон ДРОЗДОВ.
В последнее время все чаще стали говорить о том, что в России пора проводить новую пенсионную реформу. Но это не новая пенсионная реформа. Реформа состоялась еще в 2002 году. Сейчас встает вопрос о корректировке, совершенствовании пенсионной системы с учетом опыта прошедших лет. Существующая пенсионная система достаточно сложная. Сейчас трудовая пенсия в стране формируется из трех частей - базовой, страховой и накопительной. И все они живут своей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Базовая часть устанавливается в виде фиксированной суммы. Ее индексация осуществляется по своим правилам и зависит главным образом от уровня инфляции. Источником финансирования базовой части является единый социальный налог, ЕСН. Страховая часть финансируется из страховых взносов, которые являются вычетом из ЕСН и составляют 14%, но она индексируется исходя из уровня инфляции и роста средней заработной платы в стране. При этом страховая часть персонифицирована, т. е. у всех будущих пенсионеров разная, в зависимости от трудового стажа и заработка. И, наконец, есть накопительная часть - 6% от фонда заработной платы. Эти отчисления не только персонифицированы, но и в отличие от первых двух не направляются сразу же при поступлении на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а обособляются на отдельных счетах и инвестируются на фондовом рынке. Очевидно, что в такой системе сложно разобраться и работодателю, делающему взносы за своих сотрудников, и уж тем более рядовому гражданину. Необходимо ее упростить.Предлагается, что базовая и страховая части пенсии объединятся и будут финансироваться из одного источника - страховых взносов работодателя, которые заменят нынешний ЕСН. Сегодня ЕСН взимается по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР, она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% - с зарплаты от 280 до 600 тыс. руб. в год, а свыше 600 тыс. руб. - всего 2%. Вместо такой схемы предлагается ввести фиксированный страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 26% при годовой зарплате работника до 415 тыс. руб. При этом страховая часть будет индексироваться одинаково для всех, исходя из роста зарплаты и инфляции. Накопительная часть, как и сегодня, будет независима от солидарной системы и останется на уровне 6%. В результате все будет предельно ясно: есть фонд заработной платы и есть страховой тариф, способный обеспечить уровень пенсии, который правительством определен как приемлемый.
Тариф 26% определен исходя из результатов расчетов до 2060 года. Они показали, что при уровне страхового тарифа в 26% пенсионная система будет сбалансирована, и при этом удастся существенно увеличить уровень пенсионного обеспечения россиян. Так, трудовая пенсия к 2011 году будет доведена до двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2016 году - до двух с половиной, к 2020 году - до трех прожиточных минимумов пенсионера. Это будет большим прорывом. Ведь пока средняя трудовая пенсия в стране - чуть выше прожиточного минимума пенсионера, а социальная - даже ниже.
Вечный парадокс пенсионной системы: работодатели жалуются, что пенсионный тариф высокий, а пенсионеры - что пенсии маленькие. Предлагаемые нововведения основаны на опыте западных стран, где все вопросы пенсионной системы обсуждаются открыто и все строится на компромиссах между бизнесом, властью и профсоюзами. Лично я считаю, что новая система будет выгодна всем. Становится понятно, сколько стоит труд, потому что пенсия - это, по сути, отложенная часть заработной платы.
На первых стадиях обсуждения нововведений рассматривалось предложение сохранить разделение на базовую часть и страховую, увеличив при этом размер базовой. Но расчеты показали, что это не решит проблему и потребуется еще больше дотаций из федерального бюджета. Сейчас 52% средств ПФР составляют трансферты из федерального бюджета. С одной стороны это неизбежно, ведь ПФР выплачивает не только трудовые пенсии, но и государственные пенсии, пособия, социальные выплаты. И все-таки за счет бюджетных денег также покрывается дефицит по страховой части пенсии. Наши расчеты показывают, что если ничего не изменить, то доля бюджетных средств достигнет к 2020 году более 80%, а к 2030 - около 90%. В этом случае мы перешли бы от системы пенсионного страхования к государственному социальному обеспечению, полностью уйдя от страховых принципов. Переход на страховой тариф предполагает, что в основной части выплата пенсий будет обеспечиваться именно страховым тарифом, что экономически правильно.
Часто задают вопрос, не повлияет ли кризис на выполнение заявленных повышений пенсий. Все, что было намечено в социальной сфере, мы выполним. Это касается не только пенсий, но и пособий. Одна из основных идей пенсионной реформы - стимулирование граждан к самостоятельному накоплению на будущую пенсию через негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании. Тем не менее по-прежнему пенсионные накопления более 90% сограждан находятся в управлении государственной управляющей компании - ВЭБе. Этому есть объяснение. Люди еще не чувствуют свою причастность к пенсионным деньгам. Пока большинство считает, что им необязательно принимать какое-то решение по размещению собственных пенсионных накоплений, так как государство делает это за них. И делает это гарантированно и надежно. Советская пенсионная система была, по сути, социальным обеспечением, и только новое поколение сможет полностью осознать, что не надо рассчитывать исключительно на государство. Должно пройти время, чтобы в стране сформировалась новая пенсионная культура, чтобы идея заботиться о своей будущей жизни на пенсии вошла каждому, что называется, в кровь. Надо понять, что улыбчивые европейские или японские пенсионеры путешествуют по миру не на государственную пенсию, а на пенсию, в формировании которой они принимали самое активное участие всю свою трудовую жизнь. Помимо обязательных пенсионных отчислений все они сознательно и долго участвовали в негосударственных пенсионных программах.
При этом Россия чуть ли не единственная страна в мире, где страховой пенсионный взнос полностью формирует работодатель. В Европе в среднем 50% пенсионных взносов оплачивает работодатель, 50% в обязательном порядке - работник из своего заработка. У нас до недавнего времени человек мог напрямую финансировать будущую пенсию только через программы негосударственного пенсионного обеспечения. С 2009 года стартовала программа государственного софинансирования пенсии, которая тоже основана на принципе 50 на 50. За считанные месяцы в программу вступили свыше 1 млн. человек. Люди наконец-то стали думать о своей будущей пенсии.
По итогам прошлого года, используя суперконсервативную стратегию, ВЭБ показал отрицательную доходность пенсионных накоплений. Минус на счетах граждан составил 0,46%. То есть, получив "письмо счастья" от ПФР, человек обнаружит, что его накопления уменьшились.
Но большой проблемы в этом нет. Все предыдущие годы ВЭБ и большинство других управляющих компаний стабильно показывали положительную доходность. Пенсионные деньги - "длинные". Первые массовые выплаты пенсий по накопительной системе начнутся с 2013 года, а основная часть будет выплачиваться только с 2023 года. Окончательный размер пенсии определяется при выплате, а к этому времени рынок с большой вероятностью отыграет прошлогоднее падение.
Что касается частных компаний, надо понимать, что, во-первых, в прежние годы за счет своего более рискового портфеля они заработали для своих клиентов большую доходность, а во-вторых, они быстрее восстанавливаются после кризиса. Поэтому я надеюсь, что, как только мы пройдем дно фондового рынка, частные компании резко пойдут вверх. Я бы точно не советовал будущим пенсионерам сейчас переживать из-за прошлогодних результатов, принимать поспешные решения по смене управляющей компании.
Кстати, в случае банкротства НПФ передает портфель бумаг в ВЭБ по аналогии с управляющими компаниями, и деньги клиентов никуда не исчезают.
Конечно, логичнее было бы иметь на рынке не 200 как сейчас, а 20 ФНП, но реально работающих и устойчивых, но такое возможно лишь через несколько лет. Пока это общая черта российской финансовой системы - у нас более 1000 банков, около 700 страховых компаний. Число всех финансовых институтов будет сокращаться по мере эволюции нашего рынка. И этот процесс уже начался.
Управление Пенсионного фонда
в Зенковском районе г. Прокопьевска
сообщает о новом графике работы:
понедельник - четверг с 8.00 до 17.00,
пятница - с 8.00 до 16.00,
обеденный перерыв - с 12.00 до 12.48.
Выпуск №: 15-2009 (15.04.2009)