Все мы немного потребители
Сегодня платные медицинские услуги входят в разряд самых востребованных, что не удивительно. Ведь "спрос на здоровье" в последние годы резко возрос. А коли есть спрос, есть и предложение. Однако люди в белых халатах не всегда относятся к своим обязанностям добросовестно, даже за плату. Основная часть населения, к сожалению, юридически малограмотна, чем активно злоупотребляют организации, оказывающие услуги медицинского характера. Как отстоять свои права?
Всем гражданам следует помнить: обращаясь в платное медицинское учреждение, они приобретают статус потребителя. А отношения между потребителем и исполнителем регулируются "Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" № 27, утвержденными Постановлением Правительства РФ 13.01.1996 г. Согласно этому документу договор должен быть заключен в письменной форме. Иначе, если вы будете недовольны оказанной услугой, не сможете опираться на показания свидетелей для защиты своих прав.
Кроме того, в договоре должна быть изложена информация о том, что конкретно обязуется выполнить исполнитель, сколько это будет стоить, порядок расчетов.
Каждый осмотр и процедуру необходимо фиксировать в вашей медицинской карте. Внимательно изучите права, обязанности и ответственность сторон при заключении договора. Договор на оказание платных медицинских услуг может заключаться при предоставлении медицинским учреждением профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.
Следует помнить, что предоставление такого рода услуг осуществляется при наличии сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.
В доступной для вас форме должна находиться информация о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих медицинскую услугу, о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и о возможных неблагоприятных последствиях, о правилах безопасного и эффективного использования того или иного лечения.
Если, как говорится, ситуация уже возникла, необходимо обратиться в ту организацию, где услуга оказывалась, с письменной претензией об устранении недостатков и компенсации морального вреда. В случае отказа идите в суд, где на первом же судебном заседании потребуйте провести судебно-медицинскую экспертизу. При этом за вами остается право присутствовать при работе экспертов, и поверьте, лучше этим правом воспользоваться!
Лариса Федорова, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Роспотребнадзора в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе.
Выпуск №: 16-2009 (22.04.2009)