Танцующие звёзды для «четвёртого измерения»
Сразу два новых спектакля для детей появились в афише драмтеатра - "Муфта, Полботинка и Моховая борода" и "Анчутка". Эти пьесы уже шли на прокопьевских подмостках, однако нынешние варианты принципиально отличаются от предыдущих. Сценографией их занимается нижнетагильский театральный художник Людмила Семячкова. С прокопьевской драмой она сотрудничает уже не первый год. Работала над семью спектаклями, в частности, "Женитьбой", "Горем от ума" и детскими постановками, которые с успехом идут на прокопьевской сцене.
Декорации и реквизит публика зачастую видит раньше, чем самих актёров, - как только открывается занавес. Они создают определённый настрой, задают ритм спектакля. Костюмы во многом диктуют решение образов персонажей. Театральный художник не главнее, но, в известном смысле, первичнее режиссёра.
- Режиссёр не приступит к репетициям, пока не появится образ спектакля, - объясняет Людмила Михайловна.
Сценография - столь же серьёзное искусство, как и станковая живопись. Только театральный художник работает с трёхмерным пространством. Должен учитывать даже "четвёртое измерение" - зрительный зал.
В середине прошлого века шло много бытовых пьес, и художники пытались максимально точно воссоздать обстановку. Сегодня иные представления о театральной условности. Художники стараются не перегружать сцену, оставить место и для свободного перемещения актёров, и для зрительского воображения. Людмиле Семячковой достаточно нескольких штрихов, деталей, чтобы ввести зрителя в тему.
В новом спектакле "Анчутка" по пьесе Бориса Метальникова (его ставит Леонид Гладков) действие разворачивается в двух "интерьерах": сначала в сказочном лесу, затем в деревенской избе. Декорация леса выдержана в холодных тонах. И костюмы лесной нечисти под стать "заднику". Обстановка избы, напротив, уютная, тёплая. Режиссёр и художник-постановщик придумали любопытный ход: "деревенская" декорация не будет полностью закрывать "лесную", чтобы зрители помнили, откуда пришла Анчутка.
В спектакле достаточно много реквизита (что не совсем типично для Людмилы Михайловны). Городские дети узнают, какие предметы окружали в быту наших предков. Но это, по словам художницы, "уже пятый ряд восприятия". Судьба Анчутки напоминает судьбу беспризорницы, попавшей в нормальную семью с улицы или из детского дома.
Творческая группа спектакля делает акцент в первую очередь на пласт философский, не бытовой. По ходу действия с героями случаются различные метаморфозы и чудесные превращения. А Людмила Михайловна придумала, как сделать, чтобы зрители поверили в волшебство.
Второй спектакль называется "Муфта, Полботинка и Моховая борода" (автор пьесы Надежда Колтышева). В своё время его ставил Виктор Захаров. Режиссёр-постановщик из Нижнего Тагила Владимир Вейде сделал свою версию. По его словам, это будет история любви. Интересная находка Вейды и Семячковой: небо выступает соучастником действия, и в финале звёзды пляшут под музыку.
Алексей Никонов.
Фото автора.
Выпуск №: 16-2009 (22.04.2009)