На грани возможного
Сегодня трудно поверить, что крупнейший в городе филиал Кузбасского государственного технического университета двенадцать лет назад ютился в съемном кабинетике горного колледжа. О том, как было и что будет, рассказывает директор филиала КузГТУ в г. Прокопьевске Светлана КОСТЮК.
- Светлана Георгиевна, начнем с истоков. Почему филиал именно КузГТУ?
- Открыть филиал в Прокопьевске в прямом смысле слова нужда заставила. Я работала заместителем директора горного колледжа, где в то время действовала программа подготовки младших инженеров. В смутные 90-е было много неразберихи, шло тотальное реформирование. В результате получилось, что студенты проходили три конкурсных отбора, выходили на пятый курс колледжа и... дальше возникала проблема. Чтобы получить высшее образование, им после колледжа пришлось бы начинать все сначала, поступать на первый курс. Потому что не существовало никаких договоров с вузами, не было системы перевода. А ведь ребята, с которыми занимаешься четыре-пять лет, уже не чужие, они родные. Так возникла идея поехать в близкий нам по профилю КузГТУ с предложением на базе горнотехнического колледжа открыть филиал в Прокопьевске. Поначалу цель была лишь одна: устроить судьбу выпускников, сработать на увеличение набора студентов и повышение конкурентоспособности колледжа. Как человеку, который вел все эти переговоры, возглавить филиал предложили мне. И долгое время приходилось сидеть на двух креслах. Но с расширением филиала надо было делать выбор.
- Вы, конечно, предпочли филиал: самостоятельность, перспективы...
- Я не карьерный человек и никогда не стремилась стать первым руководителем. Просто зарплату в колледже тогда не платили месяцами, в филиале с этим было полегче. А у меня семья, двое детей. Речь шла о выживании.
- Самое последнее достижение, которым гордитесь?
- Только что прошедшая международная научно-практическая конференция. Готовить ее было очень сложно, хотя регулярно проводили и внутривузовские, и региональные. Коллеги удивлялись: ну, вы и замахнулись! Но все получилось. Приехали представители областной, городской администраций, ректор головного вуза, директора шахт и крупных предприятий города, руководители филиалов, участвовали ученые Казахстана и Украины. Наш коллектив сработал четко, показал свой творческий потенциал и профессионализм.
- А я думала, похвалитесь новым корпусом...
- Это пока не достижение, а цель. Первой большой целью было здание бывшего общежития "Горнячки". Не успели туда вселиться, взялись за новый проект - филиал рос стремительно, требовались новые аудитории, помещения для лабораторий. Самим было страшно, но, как говорят, глаза боятся, а руки делают (Светлана Георгиевна открыла на компьютере фото и начала их листать. Снимки действительно жутковатые: дыры в потолочных перекрытиях, полуразрушенные кирпичные переборки и лестничные пролеты, ведущие в никуда. - И.С.)
- Кстати, как вы рискнули взять это полуразрушенное здание политпроса?
- Прежде всего, сделали экспертизу фундамента. Он оказался отличного качества. Подвалы мощные! Провели и такой эксперимент: попробовали разобрать кирпичные несущие стены. Не получилось! Такие только взрывать. Строили здание на совесть! К тому же мы добавили конструкциям сейсмоустойчивости, до 7 баллов. Кроме строителей очень много делали сотрудники и студенты. Только очистка подвалов чего стоит. Один из энтузиастов - Николай Тимофеевич Бедарев. Сложил в подвале маленькую печку и практически из ничего принялся создавать лабораторию геомеханики и вентиляции. Зато сейчас она - одна из лучших. Студенты, которые трудились на стройке, тоже наша опора. Гости не верят, что мебели в лабораториях уже три года: ни царапинки, ни пятнышка. Смеются: наверное, вы и опытов здесь не проводите. Проводим, но ребята ценят то, что создавали своими руками.
Вселялись сюда поэтапно. Четыре аудитории сделали, встал вопрос: надо сторожа нанимать, чтобы окна не разбивали, стройматериалы не растаскивали. А денег нет, до 2006 года вообще только на свои средства строили, пока не попали в федеральную целевую программу развития образования. Преподаватели решили: не надо сторожа, будем заселяться, учить и строить одновременно.
- Поделитесь фирменным секретом, как формировать и поддерживать в коллективе вот эту творческую активность?
- Если человек работает творчески, ВСЕГДА его хвалить! И не только с глазу на глаз. Обязательно сказать коллективу, что благодаря конкретному сотруднику мы добились того-то. Я категорически против грубости, "кнута". Убеждена, что корректностью, интеллигентностью, добрым словом добьешься большего результата, чем окриком.
- Это у вас врожденное качество или благоприобретенное?
- Наверное, было заложено изначально. Но и опыт, конечно, сказался. Мне повезло, что после вуза попала в КузНИИуглеобогащение, а не на производство. Для девчонки из рабочей семьи с Ясной Поляны это была великолепная школа общения, отношения к людям, к делу. И тогда, и позже посчастливилось работать с интеллигентами и энтузиастами, бесконечно преданными науке, готовыми бескорыстно делиться идеями.
- Самый ценный совет, который вы получили в жизни?
- "Не делай зла". Это даже не совет, а принцип. Есть люди, которым не хочется помогать. Тогда им и руководствуюсь.
- Похоже на врачебное "Не навреди".
- Верно. Но в нашей профессии плохие люди редко встречаются. Большинство студентов - люди благодарные. Да, они максималисты, юные, горячие головы. Зато добро помнят долго.
- Назовите главное качество, которым должен обладать руководитель.
- Руководитель должен быть хорошим менеджером. И чтобы у него никогда не возникало чувство успокоенности. Желание идти вперед, сделать лучше, чем есть, - наверное, это главное.
- А главное качество сотрудника?
- Да, собственно, такое же - стремиться узнавать новое. Преподаватели активно учатся, ездят в Институт горного дела Санкт-Петербурга. Коллектив очень молодой. Чтобы в него влиться, нужно принести интересную идею. И не бояться воплощать ее в жизнь. Например, в прошлом году заказали для лаборатории современный станок с ЧПУ немецкой фирмы, такого нет даже в головном вузе. Привезли, а он оказался больше заявленных габаритов. К тому же без "ушей", за которые можно цеплять стропы и передвигать краном. Позвали специалистов, те посоветовали станок даже не сгружать, вызывать представителей фирмы. Это сколько еще ждать?! Молодые преподаватели, наши же выпускники, не согласились. Остались ночевать рядом со станком, а потом уложили какие-то трубы, бревна - и вкатили-таки пятитонную махину в лабораторию!
Нет, главное качество все же - неравнодушие. И умение радоваться любым достижениям, пусть и небольшим.
- Ваш любимый афоризм?
- "Задачи надо ставить на грани возможного, иначе зачем их ставить?" Не знаю, кто это сказал, но мне понравилось. Всегда стараюсь так работать. Сделать из заброшенного здания современный университетский корпус - разве это не задача на грани возможного?
Беседовала
Ирина Смирнова.
Выпуск №: 17-2009 (29.04.2009)