Продуктовая Ориентация
Малинка: Слышала, что "Мосмарт" закрывается и сейчас там дешевые товары можно купить.
Когда в ноябре 2007-го торжественно открывали "Чайку", я разговаривала с руководителем проекта магазина, автором архитектурно-планировочного решения здания и его дизайна Ларисой Павловой. "Что будет в новом развлекательном центре?" - был первый вопрос, и Лариса Петровна начала экскурсию именно с "Мосмарта", упомянув его несколько раз как хорошо известный брэнд.
Первый магазин сети ЗАО "Мосмарт" был открыт в Москве в 2003 г. К середине 2008 г. сеть насчитывала уже 83 торговые площадки. "С началом кризиса у "Мосмарта", как и у других российских ритейлеров, которые занимали на развитие, появились проблемы. Из-за накопившихся долгов многие поставщики остановили отгрузки в магазины сети, а с начала 2008 г. контр-агенты "Мосмарта" подали в арбитражный суд Москвы 352 иска на общую сумму 928,31 млн. рублей", - сообщает газета "Ведомости".
В ноябре прошлого года принято решение о закрытии сети из 54 магазинов "Мосмартик", и сейчас "Мосмарт" управляет 25 точками в столице и регионах.
Над входом в торговый зал призывный плакат "Добро пожаловать!", а свободные от товаров полки тщательно драят продавцы в фирменной одежде. Пара-тройка покупателей расхаживают меж полупустых прилавков. Впечатление удручающее. И вывод напрашивается сам собой: супермаркет кризиса не пережил.
- Это явление временное, - возражает директор прокопьевского "Мосмарта" Евгения Иванова. - Пока решается вопрос о реорганизации нашего ЗАО.
"На сегодняшний день основатели "Мосмарта" Михаил Безелянский и Андрей Шелухин ведут переговоры со "Сбербанк-капиталом" ("дочка" Сбербанка) о продаже до 50% акций оператора ЗАО "Мосмарт", - пишет тот же источник.
- Так что наш магазин не закрывается, - итожит Евгения Сергеевна. - Скоро снова начнутся поставки, вот только точные сроки назвать пока затруднительно, всё зависит от сделки со Сбербанком.
Пред грозным оком кризиса ритейлеры находятся в одинаковой ситуации, поскольку их бизнес очень зависим от кредитов. Через пустые полки пройдут, видимо, многие, если не все, вопрос только в сроках: "москвичи" чуть раньше, местные брэнды позднее.
Средняя цена покупки - коммерческая тайна. О состоянии своего бизнеса руководители вообще говорят неохотно, но в кулуарах директора рынков и магазинов делятся между собой информацией о том, насколько упал так называемый средний чек, и единодушно сходятся на 50 процентах. Это не от того, что есть стали меньше, просто с дорогих товаров покупатели переходят на дешёвые, оставляя на полках сервелаты, макароны из муки твёрдых сортов, сладкие творожки, козье молоко, креветочные консервы и т.д., отправляя вместо них в корзину самые необходимые продукты питания. Меняется продуктовая ориентация. Вот сейчас, когда я пишу эти строки, слышу за окном разговор дворника нашего Григорьича:
- Семенной картошки не осталось. Мы к огороду ещё землю взяли. Далековато, правда, но земля там хорошая...
Елена Баева.
Ритейлер - розничный продавец, участник системы распределения, продающий товар непосредственно потребителю. Это конечное звено канала сбыта.
Выпуск №: 19-2009 (13.05.2009)