Наращивать добычу и снижать издержки
Социально-экономическое положение на угольных предприятиях в сегодняшней непростой экономической ситуации - об этом шла речь в телепрограмме "Город и мы", гостем которой был генеральный директор ООО "Прокопьевскуголь" Владимир КОРЖОВ.
- Владимир Михайлович, по данным холдинга "СДС", сбыт коксующегося угля в "Прокопьевскугле" снизился в пять раз, цены упали ниже 2007 г. Предприятия находятся в процедуре банкротства, их убытки оцениваются до 200 млн. рублей в месяц. Как в этих условиях вы сохраняете производство и коллективы?
- Начну с того, каким образом сложилась подобная ситуация. Задачей 2008 года было стабилизировать работу наших угольных предприятий, вывести шахты из конкурсного производства, создать рабочее ядро и нормально работать с выплатой всех бюджетных и внебюджетных фондов. Рынок, сложившиеся цены на уголь позволяли это сделать. Но в октябре металлурги резко, без всякого предупреждения, прекратили платить за уголь. Хотя до этого работали слаженно: мы отгружали угольный концентрат, в течение 10 дней металлурги его оплачивали и так далее. В октябре мы все свои обязательства выполнили, уголь отгрузили, но денег не получили. Поэтому в ноябре - декабре впервые почувствовали, что наступил кризис. Мы были к нему не готовы. Жили по принципу: продали - израсходовали. А тут, во-первых, резко упали объемы, и только в апреле-мае нынешнего года мы выходим на прежние цифры. Во-вторых, цена за угольный концентрат снизилась с 3200-3400 рублей за тонну до 1600 рублей. В-третьих, деньги за отгруженную продукцию мы теперь получаем в течение 30-40 дней. И сегодня доходы всех предприятий компании на 25 процентов ниже, чем расходы: 320-330 миллионов при 400 миллионов расходов.
Мы перестроили нашу программу, сделав главной целью - как выжить в данной ситуации. Начали со снижения затрат. Но на чем не будем экономить - на вопросах безопасности. Обеспечение средствами защиты, борьбы с пожарами, аэрогазовый контроль - это на константе. Резервы? Перевели рембазу - стали у себя ремонтировать. Активно используем повторное извлечение материалов. Электроэнергия: если в докризисный период платили по 80 млн. рублей в месяц, то теперь на 9 млн. меньше, и еще над этим работаем. Услуги сторонним организациям... Набралось 100 млн.
- Шахтам "Прокопьевскугля" была обещана господдержка как системообразующим предприятиям. Дождались?
- Все наши пять шахт вошли в список предприятий, которым обещана господдержка. Но пока ни копейки не получили, и надежды мало, потому что они находятся в стадии конкурсного производства. Однако если деньги все-таки получим, направим именно на развитие производства, чтобы вывести из банкротства.
- Ходят упорные слухи о закрытии шахт им. Ворошилова и "Тырганская".
- Слухи почву имеют. Как я уже говорил, компания терпит убытки. Если 100 млн. рублей разделить на все шахты, получится по 15-20 млн. на каждую. Любой экономист знает, чтобы нести меньше убытков, надо закрыть одно - два убыточных предприятия и тянуть остальные. Но это вариант того периода, когда мы не имели полного рынка сбыта. Сейчас весь добываемый уголь сбываем, к тому же цена маленькая, поэтому нет смысла закрывать шахты. Ничего на этом не выгадаем. Мало того, нет закона о закрытии шахт. А это весьма затратное дело: экология, откачка воды, засыпка провалов, снос жилья, куча социальных проблем. Делаем все, чтобы сохранить эти коллективы, надеемся, что к нашим доводам прислушаются. Путь один - снижать затраты и наращивать добычу. Видим в этом соль.
- Некоторых горняков "Тырганской" командировали работать на "Красногорскую". Люди интересуются, будут ли продлять договоры?
- Надо сказать, командировка не слишком удалась, не совсем нашли взаимопонимание, часть людей пришлось вернуть. Однако на "Красногорской" планируется увеличивать добычу, поэтому будем просить людей, чтобы ушли туда на постоянную работу. На "Тырганской" же останутся два очистных участка и те, кто готовит нижний горизонт. Если отстоим этот вариант, то придется переводить горняков на "Красногорскую" и "Дзержинку". Но делать все в соответствии с законом. Кто захотел - ушел, кто не захотел - остался.
- И все же прием на предприятия "Прокопьевскугля" ограничен.
- Сегодня в компании трудятся 9300 человек. Численность вновь принимаемых за период кризиса снижена на 420-430 человек по сравнению с 2008 г., когда принимали около 1000. Но численность работающих зафиксирована. И сегодня в ее пределах дали руководителю предприятия право принимать новых сотрудников взамен уволенных без согласования с руководством "СДС".
Снижать численность больше не будем. Это чревато опасными последствиями и в отношении безопасности. А главное, программой 2010 г. планируем увеличивать добычу.
- Когда на шахтах стабилизируется зарплата, и повысится ли она? Как быть тем горнякам, которые взяли кредиты, оформили ипотеку?
- Руководство компании, шахт раз в месяц проводит встречи с трудовыми коллективами, мы доводим ситуацию до людей, вживую общаемся. И это один из самых острых вопросов. Пока для повышения заработной платы не видим возможности. Но с октября 2008 г., с начала кризиса, мы ее и не понижали. Кроме инженерно-технических работников - им оплачиваем за 4 дня. Зарплату можно увеличить, но для этого придется сокращать 20% ИТР. Надо самим решать, кто готов уйти, остальным можно повысить.
Но рабочим даем возможность заработать. Зарплата горняков складывается из нескольких частей: постоянная - ночные, ходовые и премиальная система. В премиальную внесли коррективы еще раньше, когда люди начали гнаться за добычей и пренебрегать безопасностью. За безопасность стали доплачивать до 7% к зарплате. Это раз. Два - убрали коммунистический подход: если полпроцента недодал, лишать премии полностью. Теперь принцип иной: выполнили план на 99%, то начисляется за 99, выполнили на 105 - получили соответственно. Премиальные выплачиваются на каждую добытую тонну.
Что касается кредитов. Мы еще ни разу не задержали зарплату. Кроме того, в рамках работы городского антикризисного штаба встречаемся с представителями банков. Знаем, кто взял, какую сумму, порядок расчетов. Когда у людей возникали трудности, помогали. Если есть проблема с выплатой кредита, надо вовремя обратиться, поможем. Тел. 67-50-10.
- Шахтерская профессия продолжает оставаться одной из самых опасных. Как вы считаете, в чем первопричина: человеческом факторе или устаревшем оборудовании?
- Сегодня нельзя грешить на оборудование. На крутом падении мы не можем применить более мощное и производительное для повышения добычи, но пользуемся всеми теми приборами, оборудованием, которые соответствуют современному уровню: сертифицированы, проходят экспертизу. Вспомним также, именно на новых, современных шахтах, были аварии с большим числом жертв. Первопричина - все-таки человеческий фактор.
По травмам приведу две цифры: за 2007 г. на угольных предприятиях пострадали 96 человек, за 2008 г. - 86, а в быту - 1700 человек! Где зона риска больше? Если будем соблюдать все правила, и безопасность будет.
- Но ведь не секрет, что существует штурмовщина ради выполнения плана в ущерб технике безопасности.
- Есть такое. Первые десять дней месяца доделываем недоделки предыдущего, вторую декаду настраиваемся на работу, неудивительно, что показатели конца месяца больше. Но мы анализировали: чем лучше предприятие, участок работают, тем меньше травм. Потому что там нет послаблений, зато есть настроенность на работу.
- Первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал 2009 год самым сложным в экономическом плане. В 2010-м прогнозируется некоторое улучшение. А как считаете вы?
- Худшее для "Прокопьевскугля" наступило сейчас. Была программа развития, направленная на равномерное увеличение добычи, рассчитанная на 5 и более лет: в 2009 г. - 2 млн. 500 тыс. тонн, в 2010-м - 3 млн. По инвестициям в 2008 г. хорошо сработали. В этом - почти не работаем, хотя на "Красногорской" вентилятор установили в июле, строим горизонт на "Зиминке". Получили мощные комбайны КП-21. Не совсем они сейчас в теме, но найдем достойное применение. Думаем приобрести малые комбайны по углю, изучаем этот вопрос. Большое внимание уделяем переработке. На двух фабриках хотим приобрести центрифуги, сепараторы, чтобы увеличить выход концентрата. Мы должны производить только востребованный уголь. Задача - выйти на безубыточный уровень, чтобы расходы не превышали доходную часть.
Однако, несмотря на все трудности, хочу заверить, что нами делается все возможное для выполнения социальных программ, к примеру, таких, как снабжение пайковым углем и детский отдых.
Подготовила Ирина Смирнова.
Выпуск №: 21-2009 (27.05.2009)