Рейтинг@Mail.ru
Звезды с последних парт

Звезды с последних парт

40-е училище - не самое старое в городе. Создано оно в 1946 году, когда страна оправлялась от военного лихолетья и повсюду остро требовались квалифицированные рабочие руки. Сейчас экономическая ситуация иная, в чем-то даже парадоксальная: "перепроизводство" специалистов с вузовскими дипломами и нехватка рабочих кадров. Но спешат ли школьники поступать в училища, и чем живет сегодня кузница рабочих кадров?

Это раньше учащихся профессиональных училищ именовали то "фэзэушниками", то "пэтэушниками". Сегодня их называют студентами, потому как в ПУ N№40 есть все атрибуты студенческой жизни: от собственной газеты, команды КВН до научно-практических конференций, стройотряда и театра "Боди-Арт". Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Жанна Белых создает собирательный портрет:

- Дети у нас непростые, что называется, с последних парт. Приходят из школы с низким уровнем знаний. А здесь раскрываются. У нас столько талантов учится, даже собственная "Фабрика звезд" есть. Просто к каждому подростку свой, особый подход нужен. В преподавателях и мастерах ребята ценят в первую очередь профессионализм, во вторую - умение выслушать и понять. Здесь как нельзя лучше подходит термин "педагогика соТРУДничества". Результат появляется, когда дети тебе доверяют.

Жанна Мартуниновна закончила КемГУ, приехала в Прокопьевск вслед за мужем и сразу же устроилась на работу в ПУ N№40 преподавателем химии и биологии. Она автор программы углубленного изучения химии для одаренных детей. Да-да, именно в ПУ, именно одаренных! Ее воспитанники выступали и побеждали на областных предметных олимпиадах, выпускники продолжили обучение в вузах. Главный секрет - ребенка надо заинтересовать. При этом неважно, какой предмет преподаешь - нужно обязательно найти то, что обслуживает профессию. Например, на занятиях русского учить не только правильно писать слова "экскаватор", "бульдозер", но и рассказать, из какого языка они к нам пришли, что обозначали.

Был случай, преподаватель-новичок возмутилась:

- Математика для всех одинакова! Что для цветоводов, что для газосварщиков.

Но после нескольких занятий в разных группах призналась:

- Художникам (официально эта профессия называется "исполнитель художественно-оформительских работ" - И.С.) надо больше геометрии давать.

Конечно, при таком подходе к делу и к преподавателям более высокие требования. Их в ПУ N№40 двадцать два. Все с высшим профессиональным образованием, а многие и с двумя вузовскими дипломами. И шестнадцать мастеров производственного обучения - настоящие профессионалы, ведь если сам не можешь что-то сделать, как ты научишь этому студентов? Кстати, им есть где постоянно совершенствовать навыки. Речь даже не о работе в мастерских. Это само собой. Три года назад распоряжением областного департамента науки и профессионального образования к 40-му присоединили расположенное по соседству 9-е училище, да еще в придачу бывший Дом физкультуры, когда-то принадлежавший спортобществу "Трудовые резервы", а потом совершенно заброшенный. "Счастье" буквально свалилось на голову Виктору Епину.

- И вы согласились?!

- А кто меня спрашивал? Вызвали, сказали: "Делай, что хочешь, но приведи в порядок", пообещали поддержку.

Виктор Иванович энергично взялся за работу. Первым делом провели реконструкцию спортсооружения, которое теперь называется Домом спорта. Сотрудники училища вместе с ребятами окна меняли, штукатурили, белили, полы настилали. Зато сейчас это предмет гордости. Не только учащиеся ПУ и жители Ясной Поляны занимаются, но и многие городские соревнования здесь проходят. Интерес к спорту резко повысился, достижения - тоже. Так, на областном турнире по футболу и настольному теннису команды 40-го - в тройке лидеров. В планах - залить беговую дорожку на стадионе и соорудить перед входом в Дом спорта два фонтана. А что? Свои умельцы под рукой: и сварщики, и каменщики, и машинисты дорожных и строительных машин, и мастера отделочных работ, и цветоводы, чтобы красоту навести.

Два года идет ремонт и в здании бывшего ПУ N№9, где разместятся учебные кабинеты, мастерские, а в 40-м будет общежитие (из почти 300 учащихся 66 - сироты, 157 - из неполных неблагополучных семей, много воспитанников из сел и деревень Прокопьевского района). Два этажа уже готовы - департамент исправно выделял средства. Чтобы совместить полезное с еще более полезным (ускорить переезд и отработать трудовые навыки), два года подряд организовывали стройотряд. По 60 ребят работали летом на стройке. За десять дней получали от 1,5 до 1,7 тысячи рублей зарплаты. Средства на это выделяли центр занятости населения и партнеры. Для 15, 16-летних подростков из небогатых семей - неплохое подспорье. Сейчас с финансами похуже - кризис. Ремонт учебного корпуса приостановлен. Неясно пока, будет ли действовать стройотряд. Но уже лежат 30 заявлений от желающих.

- Вот вы все про строителей говорите, а где могут развернуться будущие экскаваторщики с бульдозеристами? - задаю вопрос с подковыркой.

Но опытного руководителя голыми руками не возьмешь.

- А мы полигон строим. Да еще хотелось бы автодром сделать. Как раз для них работа, - отвечает Виктор Иванович.

В нем удачно совмещаются педагог (по первому образованию) и военный (летчик - по второму диплому), умение не пасовать перед трудностями и видеть перспективу.

- Если человек захочет чего-то достичь в жизни, он своей цели добьется. Чтобы стать руководителем предприятия, совсем необязательно идти сразу в вуз. Рабочая специальность еще никому не помешала. Это хорошая стартовая площадка для удачной карьеры, - считает Виктор Епин. - Тем более в наше время. Взять хотя бы вашу газету "Диалог". В рубрике "Куда пойти работать?" какие вакансии? Каменщики, плотники, штукатуры, электрогазосварщики, машинист автогрейдера... Так что, к нам, пожалуйста, к нам - за профессией, которая востребована на рынке труда.

Ирина Смирнова.


Выпуск №:  21-2009 (27.05.2009)

Возврат к списку