Теплая Республика
В городе нет предприятия, где бы ни работали выпускники 41-го училища. Электромонтер, электрослесарь подземный, слесарь по ремонту оборудования, слесарь по ремонту автомобиля, электрогазосварщик, станочник широкого профиля, оператор ЭВМ - не полный перечень профессий, которые можно получить в 41-м. В этом году училище отметит 85-летие. Более двадцати лет им руководит Владимир Заморин. О том, что изменилось за это время, - разговор с директором училища-юбиляра.
- Владимир Петрович, в свое время вы окончили вечернюю школу. Почему, ведь бытует мнение, что туда идут те, кому не под силу учиться в обычной?
- Дело в том, что мне, как и многим тогда, хотелось как можно быстрее определиться в жизни, стать самостоятельным. Поэтому после восьмого класса пошел в 3-ю школу рабочей молодежи, а параллельно поступил в 9-е профессиональное училище. И не прогадал! Когда одноклассники заканчивали 11-й, я уже имел не только образование, но и профессию, чем очень гордился. Сначала работал электросварщиком на шарико-подшипниковом заводе, а после армии поступил в Сибирский металлургический институт. Поняв, что мое призвание - это все-таки сварка, перевелся в Алтайский политехнический институт. Тогда мне предложили пойти работать мастером производственного обучения в 41-е училище.
- Как удается ладить с подростками, которые приходят к вам за профессией? Не секрет, что характер в этом возрасте довольно ершистый.
- Думаю, это нормальное состояние. Ведь каждый хочет о себе заявить. По мне, с такими детьми еще легче работать. Они открытые, искренние и говорят то, что думают. В общем, отчаянные ребята. В профессии сварщика именно такие и нужны. Я ведь и сам таким когда-то был, потому, наверное, удается найти общий язык с каждым. Конфликты, конечно, случаются, но прежде, чем наказать кого-либо, разбираюсь в ситуации. Драка драке рознь. Если силы равные, то где-то можно выяснить отношения кулаками - это же мальчишки. Иногда двое подерутся, а через неделю лучшими друзьями станут. И такое случается. Главное, чтобы не было места унижению.
- Раньше в училище брали только тех, кто окончил 9-й класс. Вы первые в области, кто решился обучать профессии 14-летних.
- Действительно, раньше к нам приходили только девятиклассники. А те, кто по каким-то причинам не могли окончить школу, оставались не у дел. В лучшем случае, бездельничали, в худшем - попадали на учет в милицию. Десять лет назад заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Людмила Мосина обратилась к нам с предложением взять под крыло этих "трудных" ребят. Глава города Валерий Гаранин и заместитель Главы по социальным вопросам Нина Маслова инициативу поддержали. Сейчас ее переняли и другие образовательные учреждения города и области. Думаю, это правильно. К тому же практика показывает, что бывшие оторвы потом все-таки берутся за ум. Более двухсот "трудных" подростков получили у нас профессии. Некоторые не остановились на достигнутом - поступили в средние и высшие учебные заведения.
- в чем вы еще пионеры?
- Два года назад мы набрали группу из 20 воспитанников 32-го интерната. Слабослышащие ребята учатся на автослесаря, станочника широкого профиля и оператора ЭВМ. Педагоги интерната помогают с сурдопереводом, мы создаем все условия для успешного обучения. Подобного опыта в области еще не было. А чтобы таким ребятам было комфортнее учиться, нам помогают предприятия города. К примеру, в прошлом году шахтоуправление "Прокопьевское" подарило два современных класса: один ориентирован на математику, другой - на спецдисциплины, в каждом - по интерактивной доске. Трудолюбию и терпению слабослышащих можно позавидовать. Поначалу были опасения, как воспримут группу остальные учащиеся, но они оказались напрасными - ребята быстро подружились. Самое интересное, что слабослышащие, общаясь с обычными детьми, быстрее адаптируются к жизни, они уже умеют изъясняться техническим языком. Это очень важно, ведь вскоре им придется выходить в открытое плавание.
- Изменения на рынке труда как-то сказываются на спектре предлагаемых вами профессий?
- Как раз сейчас мы готовимся к лицензированию, чтобы обучать операторов почтовой связи. В области всего два училища, готовящих таких специалистов: 21-е в Новокузнецке и 65-е в Кемерове. Еще две профессии решили открыть для глухих. Первая, достаточно востребованная, - слесарь-сантехник. В последнее время появилось такое современное сантехническое оборудование, что непрофессионала допускать к нему просто непозволительно. Вторая профессия строительного профиля - отделочник.
Слабослышащие ребята рассказали, что хотели бы обучаться и парикмахерскому искусству. В принципе, сделать это реально, но только на базе других училищ. Однако нам бы не хотелось отправлять их в чужие стены - неизвестно, как их там воспримут. У нас же в училище особый микроклимат, поэтому лучше немного подождать и самим создать необходимую базу.
- Как сказался кризис на трудоустройстве ваших выпускников?
- Сейчас несколько труднее. Предприятия города уже не расхватывают наших выпускников, как это было раньше. Очень переживаем за ребят, ведь они только почувствовали вкус к жизни, поняли, что сами могут заработать, начали строить планы на жизнь. Но без внимания они все равно не останутся. Сейчас осуществляется федеральная поддержка через центр занятости населения. Там ставят выпускника на учет, и работодатель может принять его в качестве стажера. Оплату производит центр занятости за счет федерального финансирования.
- Владимир Петрович, а вы как-то отслеживаете судьбу своих выпускников?
- Конечно, у нас вообще особая республика, теплая и добрая. И даже окончив училище, ребята по-прежнему остаются ее жителями. Обращаются за советом или просто пообщаться. Педагоги устраивают встречи, на которые приходят те, кто уже работает на предприятиях города. Приглашаем парней, вернувшихся из армии. Кстати, есть ребята, которые служили в президентском полку. Для первокурсников такие встречи - хороший стимул стараться стать лучшими.
Анастасия УЛАНОВА.
Фото автора.
Выпуск №: 23-2009 (10.06.2009)