Старт с «Карьеры»
Сегодня выпускники не могут посетовать на то, что в Прокопьевске мал выбор учебных заведений, где они могут получить будущую профессию. К их услугам филиалы вузов, техникумы, колледжи и целая сеть профессиональных училищ. Теперь у них другая проблема: куда пойти учиться? Мы попросили директора ПУ N№16 Людмилу ПОЦЕЛУЙКО назвать пять причин для того, чтобы выбрать именно это училище.
Училище входит в пятерку лучших учреждений начального профессионального образования Кузбасса! В этом учебном году мы победили в областном конкурсе "Карьера" в важной номинации "Лучшая система содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников". Кстати, у нас получился, действительно, карьерный рост: ежегодно поднимались на ступеньку выше - с третьего до первого места. Регулярно участвуем и занимаем призовые места в областном фестивале "Арт-Профи-Форум". Нынче пришлось особенно сложно - из-за финансовых проблем его объединили с другим престижным конкурсом "Юные звезды Кузбасса", поэтому соперников было больше. Мы подали заявки на девять из одиннадцати номинаций и собрали массу дипломов. К примеру, в номинациях "Изделия из металла" и "Деревообработка" учащиеся Павел Арусланов, Сергей Колыванов, Сергей Толмачев стали победителями. А в "Социально значимых проектах" Егор Степанов и Денис Кондрацкий завоевали второе место. Третьими стали и в конкурсе музеев за экспозицию "Выпускники-спортсмены".
Конкурсы - прежде всего способ самореализации. И с каждым годом желающих участвовать в них становится больше. Конечно, это хлопотно, затратно, отнимает массу времени. Но, во-первых, преподаватели и мастера, готовясь, узнают много нового и полезного. Во-вторых, мы не оставляем конкурсанта один на один с проблемами, у нас это процесс коллективный. В-третьих, к дипломам, как правило, прилагаются призы. Денежные гранты мы направляем на улучшение материально-технической базы. Так, на 150 тысяч, выигранных в конкурсе "Развитие. XXI век", купили станки и инструменты для столярной мастерской. Лариса Лямкина стала финалистом областного конкурса "Преподаватель года-2009" - грант в 200 тысяч пошел на мультимедийное оборудование для ее кабинета русского языка и литературы. 30 тысяч за "Карьеру" - это новый компьютер...
И все же самое ценное: участие в конкурсах - стимул идти вперед. А когда преподавателю интересно, интересно и всем тем, кто с ним рядом, - и ученикам, и коллегам.
"Кадры решают всё" - этот советский лозунг актуален и поныне. Лишнее тому подтверждение - двухгодичные курсы "Современный менеджмент в образовании", которые я закончила, где большое внимание уделяется именно работе с людьми. У нас сильный, профессиональный, сплоченный коллектив. Честно говоря, даже не представляю, как может быть иначе, ведь на работе мы проводим большую часть жизни. И эту часть отдать общению с неинтересными, лишенными творческой искорки людьми?!
Важнейшее качество педагогов - умение найти подход к детям, помочь им раскрыться. Первокурсникам так и говорим:
- Мы не смотрим, какими вы были в школе. Покажите, какие вы есть!
Конечно, не сразу, но ребята меняются. В первый год идет адаптация. Молодежь привыкает к дисциплине, каждый прогул обязательно рассматриваем, анализируем. Считаю, что там, где нет определенных требований, нет и достижений. Но главное в любой ситуации - уважение к личности ребенка.
Ко второму курсу наши воспитанники привыкают к ритму жизни в училище, находят увлечение по душе. А к третьему - жалеют, что скоро уходить: "Эх, целый год проморгал!" А мог бы раньше начать заниматься спортом (танцами, пением, волонтерством, рационализаторством - тут перечень большой). Мы помогаем ребятам состояться не только как специалистам, но и как людям, ярким, одаренным, творческим, отзывчивым.
Хорошая материальная база. 16-е - единственное училище в городе, расположенное в типовом здании. Плюс современные кабинеты и оснащенные оборудованием мастерские. Плюс постоянное освоение новых технологий, работа с современными материалами. Плюс возможность получить дополнительную профессию: на третьем курсе ребята выбирают, какими навыками хотели бы еще овладеть. Например, машинист горного экскаватора - это все же довольно узкая специализация. А если добавить к ней "корочки" машиниста одноковшового экскаватора или бульдозериста, то шансы найти работу по душе и хорошо оплачиваемую сразу возрастают. Все в целом позволяет нашему училищу готовить высоко конкурентных рабочих.
Очень удобное место расположения! Практически центр Тыргана. Это развивающийся район, где живет основная масса молодежи. Ребятам удобно добираться до училища, не надо далеко ездить.
Два года назад в училище был создан центр содействия в подготовке и трудоустройстве выпускников, руководит которым Альбина Константиновна Сдвижкова. На подготовку кадров у нас заключены договоры с предприятиями города. Если раньше каждое училище имело свое базовое предприятие, то сейчас стало сложнее. Тем не менее мы сотрудничаем с ОАО "Технодизель" (генеральный директор Я.А. Алферов), ООО "Корсар" (К.В. Хорошев). Их представители участвуют в итоговой аттестации, разработке программной документации, помогают учащимся готовиться к областным конкурсам и т.д.
С 2005 года центр проводит мониторинг выпускников, отслеживая, как складывается судьба наших ребят после окончания училища.
Плотно работаем с центром занятости населения. Есть замечательная программа: три месяца выпускники трудятся на предприятии, которое не тратит на них ни копейки. Зарплату ребятам платит ЦЗН из средств федерального бюджета. Выгодно и предприятию, и выпускнику. Ведь главный аргумент "против" приема свежеиспеченного специалиста - отсутствие опыта. А тут ребята и опыта набираются, и получают возможность зарекомендовать себя добросовестными, квалифицированными работниками.
Ирина Смирнова.
Фото Анастасии Улановой.
Выпуск №: 24-2009 (17.06.2009)