На интеллектуальную зарядку становись!
Кабинет Надежды Александровой носит необычное название - "Человековедение". Чистенько, уютно, кресла полукругом, музыкальная аппаратура.
- Музыку мы часто используем в арт-терапии, - перехватывает мой взгляд хозяйка.
Несмотря на молодость (Надежда Геннадьевна пришла в ПУ-16 в 2005 году, сразу после окончания КемГУ), психолог, как пишут в характеристиках, пользуется авторитетом в коллективе. "Она работает с ребятами с первого курса, выявляет сильные и слабые стороны, к чему дети склонны, а потом мы стараемся эти способности развивать", - объясняет директор.
Они такие разные, первокурсники: лидеры и тихони, романтики и прагматики, звезды и серые мышки... Понять, кто есть кто, если надо - помочь или направить кипучую энергию в мирное русло - вот задача психолога. Впрочем, на профессиональном языке это называется гораздо красивее: личностное развитие и развитие профессионально важных качеств. Диагностике Надежда Геннадьевна посвящает сентябрь - октябрь нового учебного года, когда идет активное знакомство новичков с одногруппниками, педагогами, иным, нешкольным, ритмом. А потом начинается повседневная работа. Результат? Если на первом курсе высокой социально-психологической адаптацией отличались 22% ребят, а средней - 78%, то к третьему соотношение изменилось на 42% и 58% соответственно. Значит, гораздо больше ребят стали чувствовать себя увереннее и подготовленнее к самостоятельной взрослой жизни.
Еще у них наблюдается улучшение памяти, внимания, мышления. И помогает здесь... зарядка. Правда, не обычная, а интеллектуальная. Назовите с ходу, какой месяц короче всех? А первые пять букв алфавита? Не сложно ведь? Но подобные регулярные пятиминутки на разных занятиях дают весьма ощутимый эффект, с 5% (на первом курсе) до 31% к дипломированию. Недаром на областном конкурсе научно-методических разработок Н. Александрова завоевала третье место с представленной ею "Диагностикой профессионально важных качеств обучающихся".
Экзамены - всегда стресс, даже не выпускные, а самые обычные. И здесь на помощь приходит психолог. Надежда Геннадьевна разработала методичку "Успешно сдаем экзамен" с советами, как готовиться, заучивать материал, запоминать информацию, используя зрительный, звуковой каналы. Помогает!
А еще за дверями кабинета человековедения рассказано немало грустных историй, ведь в юности все воспринимается особенно ярко, обостренно, трагично. Девушка, которая нравится, не отвечает взаимностью? Поссорилась с мамой, упорно не желающей принять первый самостоятельный выбор дочери? В группе никто не считается с твоим мнением? Значит, жизнь не удалась, и впереди - только беспросветная чернота. Тут важно быстро разобраться в ситуации и ненавязчиво, тактично помочь.
- Мне нравится арт-терапия, - говорит Надежда Геннадьевна. - Например, раздаю ребятам бумагу и прошу нарисовать свое имя. А потом анализирую, какие краски преобладают, таково и состояние человека. По рисункам многое можно узнать, особенно, если человек не хочет рассказывать о себе.
Она достает папку с работами. Вот красное сердце, пронзенное стрелой, и сверху имя - автор явно доволен собою и судьбою. Вот пьедестал почета, на верхней ступеньке которого - стилизованный человечек. Понятно, будущую чемпионку зовут Виктория. А вот что-то мрачно-черное, неопределенное... Значит, главному человековеду училища предстоит кропотливая работа.
Ирина Смирнова.
Выпуск №: 24-2009 (17.06.2009)