Дом под снос
В последнее время в прокуратуру города все чаще поступают обращения прокопчан о нарушении их прав при переселении из муниципального жилья, попавшего под снос. В основном люди оспаривают размер предоставляемого в связи с этим жилого помещения.
Анализ показывает, что горожане плохо осведомлены о требованиях жилищного законодательства, регулирующих вопросы переселения граждан. Начнем с того, что закон не содержит понятия "переселение граждан", а только "выселение с предоставлением других благоустроенных либо других жилых помещений по договорам социального найма".
Статьи 84 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают различные основания для выселения граждан из занимаемых жилых помещений. В зависимости от этого учитывается и размер предоставляемого по договору социального найма жилого помещения, а именно:
- гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение по договору социального найма предоставляется с учетом нормы предоставления на одного человека, установленной в соответствующем населенном пункте*
- если же жилое помещение предоставляется не в порядке очередности в связи с улучшением жилищных условий, а по иным основаниям, к примеру, в связи с признанием дома не пригодным для проживания, то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Как показывают проведенные по обращениям граждан проверки, как правило, лица, проживающие в домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, на учете в Администрации города не состоят. Поэтому жилье им предоставляется на основании статей 85 и 86 Жилищного кодекса РФ. При этом оно должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).
Пример. В доме, подлежащем сносу, в двухкомнатной квартире общей площадью 28 кв. м прописаны 5 человек (две семьи). Причем все они не состоят на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в Администрации города. Поскольку при их переселении жилье предоставляется не в связи с улучшением их жилищных условий, оно должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий (норм предоставления с учетом состава семьи и др. обстоятельств). В нашем примере получается, что обе семьи, все 5 человек, переселяются в одну благоустроенную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
Конечно, можно много дискутировать на тему гуманности и справедливости такого подхода. Однако это требования действующего жилищного законодательства, которые (при рассмотренных выше обстоятельствах) Администрация города не нарушает.
Немаловажен тот факт, что рассмотренный нами пример применим только в том случае, если жилое помещение в сносимом доме занято гражданами на основании договора социального найма (ранее - ордера).
Иначе складывается ситуация с гражданами, владеющими жилыми помещениями в сносимом доме на праве собственности (по договору купли, мены, дарения, передачи в собственность и т.д.). В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то орган, принявший такое решение, имеет право предъявить собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Если собственники в установленный срок дом не снесли (реконструировали), то земельный участок, на котором расположено здание, подлежит изъятию для муниципальных нужд. Соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Данный порядок предусматривает изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа. При этом цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Из буквального толкования норм закона следует, что при сносе аварийного жилого дома собственнику жилого помещения в таком доме Администрация города предоставлять другое благоустроенное жилое помещение не обязана. Вместе с тем, согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как показывает практика прокурорского надзора, и в этом случае Администрация города активно пользуется предоставленным ей законом правом, учитывая при этом вышеприведенные нормы ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ирина Кузнецова, старший помощник прокурора г. Прокопьевска.
Выпуск №: 38-2009 (23.09.2009)