Ребенок - тонкий инструмент
К примеру, за десять лет выпустили 309 ребят - всего одного человека не хватило до "круглости"! Сейчас азы музыкальной культуры под руководством 29 педагогов постигают 295 ребят. Опять не то! 18 воспитанников - стипендиаты областного и городского фондов юных талантов. Эх, еще бы двух! Делать нечего, начнем просто с нуля.
Это был типичный долго­*строй. Изначально за­*думывалось здание как столовая (или кафе? - толком уже никто не помнит). Потом какой-то предприниматель воз­*намерился открыть в нем спортзал с сауной. Тоже не вышло. Словом, к тому моменту, когда было решено отдать его под филиал задыхавшей­*ся в тесноте детской му­*зыкальной школы №11, небольшая двухэтажная постройка развалива­*лась буквально на глазах. Чтобы осмотреть буду­*щие владения, пришлось директору ДМШ № 57 Татьяне Арыковой звать на помощь супруга:
- Часть внутренних стен по кирпичику разобрали "добрые" люди. Нежная южанка - плоская кровля, не выдержав испыта­*ний сибирским клима­*том, текла. Лестничный пролет на второй этаж обвалился... Сначала в дыру забрался муж, по­*том меня втянул.
Но глаза страшатся, а руки делают. Приведя в порядок кровлю и вну­*тренние коммуникации, сначала разместили в здании два класса. Радо­*вались безмерно! Про­*стору, свободе, ведь 11-я музыкальная расположе­*на на первом этаже жи­*лого дома, а здесь свое, отдельное. Нашлось ме­*сто даже для концерт­*ного зала. Новому очагу культуры активно по­*могала Администрация города, ведь открытие ДМШ №57 стало одним из первых приятных со­*бытий в работе недавно избранного Главы горо­*да В.А. Гаранина и его команды (напомню, что речь идет о тяжелейших девяностых - И.С.). В короткий срок укомплек­*товали классы музыкаль­*ными инструментами, мебелью.
- Мы сразу поставили задачу создать условия, чтобы в школе было чи­*сто, уютно, тепло, чтобы и дети, и педагоги шли сюда с радостью, - про­*должает Татьяна Петров­*на.
Причем дело не только в комфорте физическом, а, в первую очередь, духов­*ном. Как считает руко­*водитель, с коллективом ей повезло: сплоченный, творческий, ищущий, где каждый преподаватель - личность, поэтому вы­*делить кого-то из двад­*цати девяти нелегко и неправильно:
- У нас три сильных хо­*ровых коллектива, за­*мечательный оркестр народных инструментов, вокальная группа - по­*бедители и призеры кон­*курсов разных уровней, от городских до между­*народных. Музыканты знают, как сложно под­*готовить именно коллек­*тив, а не одного ребенка, добиться красивого, сла­*женного, гармоничного звучания. И нет такой тенденции, когда один педагог, что называет­*ся, работает на конкурс, остальные же тянут по­*вседневную лямку. Если мы выставили трех до­*мристов, все три заня­*ли призовые места. Из восьми пианистов лау­*реатами стали пятеро.
Секрет успеха прост - в любви к своей профес­*сии, искренности, чест­*ности по отношению к ребенку.
- За восемь - десять лет, пока дети учатся в му­*зыкальной школе, они становятся как родные, ведь большое место в учебном процессе отво­*дится индивидуальным занятиям. Ты остаешься один на один с ребенком, - делится педагог Лариса Рекс, - общаешься с ним. Если ребенок чувствует истинный интерес к себе, то все рассказывает и про школьные дела, и про друзей, и про семей­*ные проблемы. Многие, даже закончив школу, частенько забегают к нам поделиться новостями, посоветоваться.
- Ребенок - тонкий ин­*струмент, - добавляет ди­*ректор. - Он чувствует ма­*лейшую фальшь, любые перепады настроения педагога. Я давно убе­*дилась: если придешь в плохом настроении, урок пойдет насмарку. Что бы ни случилось, входя в класс, ты должен зани­*маться только учеником.
Характерный штрих: сре­*ди тех, кто состоит на уче­*те в инспекции по делам несовершеннолетних, нет воспитанников музы­*кальной школы.
- Во-первых, музыка - это воспитание чувств. Мы много говорим о пре­*красном, учим видеть красоту в обыденном, - размышляет Татьяна Петровна. - Во-вторых, нашим ребятам просто некогда без дела слонять­*ся по улице. После обще­*образовательной школы - уроки в нашей. Плюс к этому - хотя бы часа два в день приходятся на до­*машние занятия.
А вот наоборот бывает, когда неблагополучные, поступив в музыкальную школу, становятся на­*стоящими звездочка­*ми. Своеобразное пере­*воспитание музыкой. Кстати, в 57-й с каждым годом все больше опе­*каемых детей. И, как пра­*вило, именно эти ребята добиваются заметных результатов. Так, Надя Чечикова, Яша и Маша Белоусовы - стипендиа­*ты фонда "Юные таланты Прокопьевска", а Мак­*сим Редькин - губерна­*торского культурного центра "Юные дарования Кузбасса".
Победы в фестивалях и конкурсах - это престиж­*но, это доказательство профессионализма пе­*дагогического коллек­*тива, но не самоцель. Главное же - учить не профессионалов, а раз­*вивать в детях лучшие качества души, желание познавать прекрасное.
- Из 309 ребят, закон­*чивших нашу школу, 35 посвятили себя музыке, продолжив специали­*зированное обучение в училищах, консервато­*риях, институтах куль­*туры, - подводит итог Татьяна Арыкова. - Но даже те, кто заявлял ро­*дителям: "Этот диплом только для вас!", все равно однажды открыва­*ют крышку пианино и на­*чинают играть любимую мелодию. Все равно у них шире кругозор, они знают больше, чем свер­*стники, о композиторах и исполнителях, об эпо­*хах и культуре, когда они жили... И повзрослев, приводят в школу соб­*ственных детей.
Выпуск №: 40-2009 (07.10.2009)