Рейтинг@Mail.ru
Программа МАКСИМУМ

Программа МАКСИМУМ

Трудно представить, что профессиональному училищу № 12 уже за шестьдесят. Жизнь здесь просто бурлит. Юные и энергичные ребята осваивают профессии под руководством молодых и не менее энергичных педагогов и мастеров, активно внедряющих новое и передовое. Об этом мы беседуем с исполняющим обязанности директора ПУ №12 Денисом ЧЕРЕПАНОВЫМ.

- Денис Анатольевич, слово "инновации" сейчас в большом ходу, можно сказать, в моде. А что значат инновации в системе начального профессионального образования?

- Уж точно не дань моде. Внедрять новые технологии нас заставляет жизнь. С каждым годом все выше потребность в грамотных квалифицированных специалистах, и наша задача - дать ребятам такие знания и профессиональную подготовку, чтобы после окончания училища они были всегда востребованы на рынке. К примеру, современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами, системой электронного впрыскивания топлива и прочими техническими новинками. Значит, без владения компьютером будущему автомеханику, слесарю, водителю не обойтись. В училище есть хорошо оборудованный компьютерный класс, кабинеты оснащены интерактивными досками, создан свой сайт, даже областные педсоветы проходят в режиме "он-лайн". Результат? ВСЕ наши выпускники даже в сегодняшней сложной экономической ситуации находят работу.

- Не первый год идут дискуссии о том, нужна ли сама система начальной профессиональной подготовки. Мол, современные рабочие - почти инженеры, поэтому готовить их необходимо, как минимум, в техникумах.

- Я - за ступенчатое образование. Да, высшее образование в цене. Не раз сталкивался с работодателями, которые говорили: "Зачем мне выпускник ПУ, если в очереди стоят ребята с вузовскими дипломами?" Однако хороший инженер должен не только знать производство, но и сам уметь гайки крутить. Лучшие руководители выходят из тех, кто начинал со слесарей. Да и ребята все разные. Ведь далеко не каждый стремится поступить в институт. С другой стороны, получить высшее образование сразу после школы мешает и материальный уровень семей. У нас учится много сирот, детей из малообеспеченных семей. Для них стипендия и бесплатное питание большое подспорье. А рабочая специальность - верный заработок, стартовая площадка. Кстати, нашим детям - автомеханикам, сварщикам - даже на практике доплачивают. Обеспечив финансовую независимость, можно учиться дальше - было бы желание. В этом году восемь наших выпускников поступили в вузы. Мне нравится когда-то прочитанный афоризм: если знаешь что-то одно хорошо, ты уже состоявшийся человек.

Советская система трехступенчатого образования: начальное профессиональное, среднее специальное и высшее - зарекомендовала себя очень хорошо во всем мире. Так зачем же ее разрушать?

Другой вопрос - специализация ПУ. Как было раньше? 16-е готовило строителей, 41-е - горняков, наше 12-е - автомобилистов. Перестройка "все смешала в доме Облонских". Вынужденные выживать, училища открывали новые специальности. Сегодня четыре ПУ выпускают водителей. Значит, все четыре должны иметь соответствующую материальную базу, педагогов, мастеров. Обеспечить это сложно и нужно ли? На мой взгляд, гораздо рациональнее сосредоточить все в одном месте.

- А, может быть, вы просто опасаетесь конкуренции?

- Конкуренция, конечно, есть. Но надо посмотреть, насколько она необходима в этой ситуации, служит ли двигателем прогресса. Возьмем опять же водителей. От их квалификации зависит не только четкая работа предприятий, но и жизнь людей. На дорогах России ежегодно погибают 36 тысяч человек! И Президент Д.А. Медведев, и Премьер-министр В.В. Путин много внимания уделяют этой проблеме. Жестче становятся правила дорожного движения, система наказания за нарушения, контроль за подготовкой водителей. Чтобы соответствовать требованиям, нужны специалисты, современные автомобили, хорошо оснащенные слесарные мастерские, автодром и проч. Все в четырех экземплярах, по количеству училищ, или в одном, но на высшем уровне?

- Тем не менее, и вы внедряетесь в чужие сферы. Насколько я знаю, недавно в 12-м открыли новую специальность "страховой агент". Почему?

- Рынок диктует условия. В нашем случае, рынок труда. Страховых компаний становится все больше, агентов не хватает. Вот мы и решили заполнить эту нишу. Кстати, в области лишь два училища, где есть подобная специальность. Ведем набор второй год. Нынче поток желающих увеличился. Значит, профессия действительно востребована.

Если же вернуться к конкуренции, то я вообще-то ее сторонник. Считаю, что в коллективе между преподавателями, мастерами она только на пользу. Он у нас разновозрастной: много инициативной энергичной молодежи, крепкий и надежный "средний слой", мудрые ветераны. Но работают увлеченно все. "Даже не замечаешь, как день пролетает", - изумляются.

Активно участвуем во всевозможных конкурсах. Они позволяют раскрывать личностные качества, будят творческую жилку, а премии и гранты идут на улучшение материальной базы. Готовимся к конкурсу по социальному развитию, в октябре будет еще один - по энергосбережению, как, на чем можно экономить тепло, электроэнергию. И детей активно подтягиваем. На весеннем фестивале "Арт-Профи" сварщики хорошо выступили, заняли второе место в номинации "Изготовление металлоконструкций". Сегодня везу в Кемерово три работы на областной конкурс "Я горжусь своей профессией", посвященный Году молодежи. Команда КВН у нас отличная! Согласитесь, второе место в областном фестивале КВН, среди вузовских команд, - это престижно. Творческих кружков у нас много. Большое внимание уделяем здоровью учащихся. Есть собственный медицинский кабинет, а каждая пятница в училище - День здоровья. Спорт в почете. О достижениях говорят дипломы и кубки. Действует школа актива, работают волонтеры... Словом, масса возможностей раскрыть свои таланты. Недаром многие ничем не приметные в школе ребята у нас становятся настоящими звездами.

- Просто какое-то светлое настоящее в отдельно взятом училище. И никаких проблем?

- Проблемы есть всегда. Дело в том, как к ним относиться. Мы считаем, что выход можно найти всегда. Да, сейчас сложное экономическое положение, пришлось приостановить ремонт. А хотелось бы и фасад обновить, и крышу отремонтировать, и фойе разбитое в порядок привести. Но это временные трудности. В условиях значительного дефицита бюджетных средств внедряем дополнительные платные услуги: подготовка и переподготовка водителей категории "В" и "С" в вечерней и воскресной школах. Причем стоит обучение на порядок ниже, чем в автошколах, ведь нам не приходится платить за аренду. Понимая важность задачи в прямом смысле слова в государственном масштабе, закупили новые компьютерные программы, обновили кабинет ПДД, установили там электронные доски. И педагоги работают там отличные. К примеру, мастер производственного обучения Владимир Мжельский - победитель областного конкурса среди учебных заведений по подготовке водителей.

Новый проект - открытие школы безопасности для дошколят и школьников на базе нашего училища. У нас на Красной Горке два детских сада, четыре школы, вот и ходим вместе с сотрудниками ГИБДД воспитывать грамотных аккуратных пешеходов с самого нежного возраста. А программа максимум: воспитание будущих студентов. Ведь родители, приводя на занятие малышей, будут нам больше доверять. И дети посмотрят, как и кого готовят в ПУ -№12. Условия есть: кабинет для теоретических занятий, программы обучения, собственный автодром, на котором осталось нарисовать перекресток... Вот электромобильчики бы еще купить, но дороговато: 12-15 тысяч штука. Это, наверное, вопрос будущего. А пока попробуем связаться с клубом картингистов и поищем велосипеды. В октябре планируем школу запустить. На открытие вас обязательно позовем!


Выпуск №:  40-2009 (07.10.2009)

Возврат к списку