Связь была, есть и будет
От телеграфного аппарата "Бодо" на станции Усяты (такой не в каждом музее увидишь!) до скоростного Интернета - всего несколько десятков лет. История развития связи в нашем городе чрезвычайно интересна. Но с начальником Прокопьевского центра телекоммуникаций Владимиром НЕМЦЕВЫМ мы беседуем о дне сегодняшнем.
- Владимир Михайлович, на мой дилетантский взгляд, кризис в гораздо меньшей степени коснулся такой отрасли как связь. Народ продолжает пользоваться телефоном. Цифровое оборудование - шведское. По идее, оно должно дешеветь.
- Да, население платит исправно. С предприятиями хотя и возникают проблемы, но мы находим варианты, заключаем договоры на рассрочку платежей, берем гарантийные письма, потому что понимаем, как нелегко им приходится в нынешней ситуации. Однако в целом на компании "Сибирьтелеком", структурным подразделением которой мы являемся, кризис все же сказался. Так, сокращены инвестиции в дальнейшую модернизацию связи в Сибирском регионе, некоторые проекты заморожены.
У нас в Прокопьевске потребности в модернизации телефонии нет, потому что город (кстати, единственный в Кузбассе) полностью переведен на "цифру". Модернизацию мы начали в 2004 году. Оборудование было настолько старым, что требовало полной замены. Проект это и предусматривал. Нам повезло - попали в инвестиционную программу, заменили все: и оборудование, и станции, проложили волоконно-оптические линии связи. Более того, завершили и "цифровизацию" села, которое тоже обслуживает Прокопьевский центр телекоммуникаций. Вместо 25 аналоговых станций в населенных пунктах Прокопьевского района теперь тоже действуют цифровые. Вся система управляется отсюда, из центра: мы видим состояние линий связи, работу отдельных узлов и выезжаем только на аварии.
- Активнее ли стали пользоваться Интернетом прокопчане сейчас, когда Правительство объявило компьютеризацию всей страны?
- Сегодня скоростной Интернет марки Webstream "Сибирьтелекома" очень востребован. Поэтому мы вышли на Кемеровский филиал с просьбой о выделении средств на дополнительное оборудование. И нам не отказали. Как только оборудование поступает, технический персонал тут же его устанавливает. В Кузбассе мы лидеры и по темпам роста, и по объему продаж этой услуги.
Для улучшения скоростного Интернета разработана программа "Волокно в дом". То есть обычный кабель заменяем на оптико-волоконный. Достраиваем новые линии в 6-м микрорайоне. В 4-м уже сделали. Их жители могут не только работать с высокой скоростью в сети Интернет, но и пользоваться услугой IP-TV, то есть смотреть более 60 каналов как через компьютер, так (с помощью приставки) и по телевизору.
На следующий год, несмотря на все трудности, мы запланировали внедрить "Волокно в дом" как наиболее востребованную услугу в 10-м микрорайоне и Красном Камне. И параллельно по обычным телефонным парам тоже предоставлять скоростной Интернет. Широкополосный доступ пришел и в село. Им уже пользуются в Школьном, Терентьевске, Трудармейском.
Правительство, действительно, внедряя электронный документооборот, подвигает людей активнее пользоваться компьютерами. А мы стараемся везде, где есть технические условия, удовлетворять этот спрос.
- Кстати, о селе. Реформа образования предусматривала подключение к Интернету самых отдаленных школ. Это сделано?
- Такая программа действовала в 2006-2007 годах. И всем школам Прокопьевска, Киселевска и Прокопьевского района мы предоставили доступ в Интернет. Сейчас работаем на обслуживании. В настоящее время у госструктур, поселковых администраций - всех, кто должен перейти на электронный документооборот, интерес к Интернету резко вырос. Словом, появляется новая услуга - мы ее продвигаем.
- Владимир Михайлович, вы говорите о внедрении новых технологий, сложного оборудования. Но ведь для этого нужны специалисты. Достаточно ли их? И вообще, где вы берете кадры?
- Специалистов растим сами. Основная масса коллектива: начальники цехов, участков - с высшим образованием. В основном - выпускники нашего Новосибирского института связи, который сейчас называется СибГУТИ. Когда поступает новое оборудование, например, шведские цифровые станции "Еricsson", сотрудники, которые должны заниматься его обслуживанием, сначала проходят обучение в специальном центре в Москве, получают сертификаты. Для внедрения широкополосного доступа в Интернет идет оборудование из Китая и Израиля - тоже посылаем прокопчан в столицу. Вернувшись, они и сами работают на новом оборудовании, и коллег учат.
Вообще, у нас такая позиция: смотрим, если человек стремится овладеть новыми знаниями, повысить свой уровень, квалификацию, то передвигаем его на более высокую должность. Приветствуем учебу в вузах, предоставляем отпуска на подготовку и сдачу сессии. Конечно, оставшимся без студента коллегам приходится работать интенсивнее, но у нас коллектив дружный, сплоченный, помогают друг другу.
- Слышала, что в феврале ожидается очередное увеличение тарифов на услуги связи. Причина - повышение цен на энергоносители, так как "Сибирьтелеком" является энергоемким предприятием. Однако цифровое оборудование, по логике, должно быть не только компактнее, но и экономичнее. Разве не так?
- Если сравнить декадно-шаговую станцию на 10 тысяч номеров и современную цифровую, то первая потребляла 380 ампер, а последняя - 240. Однако энергоносители - не только электричество. Это уголь, а следовательно, коммунальные услуги, тепло. Они тоже дорожают. И любое изменение тарифов контролирует антимонопольная служба. Тем более телефония - социально значимая услуга. Через нас работают ГО и ЧС, МВД. И хотя "Сибирьтелеком" - акционерное общество, но контрольный пакет акций находится у государства. Поэтому изменение тарифов возможно только с ведома Москвы и после серьезного экономического обоснования.
К тому же на отдельные услуги связи тарифы снижаются, просто это не вызывает столь широкого обсуждения и недовольства. Например, установка телефона стоила шесть тысяч рублей, а сейчас - всего одну тысячу.
- Наверное, стационарный телефон в связи с массовым переходом на мобильную связь теряет былую популярность, потому и дешевеет?
- Анализ показывает, что это не так. Цифра держится примерно на одном уровне: кто-то отказывается от телефона, другие его устанавливают: те, кто пользуются услугами вневедомственной охраны или Интернетом в районах, где пока нет волоконно-оптических линий.
Или возьмем Интернет. Уж он-то, согласитесь, востребован. Подключение Webstream с 2 - 3 тысяч снизилось до 300 рублей. В десять раз! Именно благодаря внедрению новых экономичных технологий.
Беседовала Ирина Смирнова.
Выпуск №: 2-2010 (13.01.2010)