Нет у него пристрастия к покою
В книге "Ветераны Кузбасса", изданной в 2005 году, опубликован список людей, вошедших в историю ветеранского движения Кемеровской области. В нем значится и участник Великой Отечественной войны Анатолий Иванович Грохов. Эта же фамилия указана в плеяде газетчиков, которые стояли у истоков создания Кемеровской областной журналистской организации.
Мечта
Пожалуй, никто из сверстников Грохова не зачитывался так романами, повестями, рассказами выдающихся русских и иностранных писателей. Уже в 16 лет Толя опубликовал в городской газете свое первое стихотворение, потом сотрудничал с нею регулярно. И не скрывал, что мечтает поступить в литературный институт, чтобы стать писателем. В крайнем случае, хорошим журналистом.
Нагрянувшая война перечеркнула все планы юноши. Выпускники стали собираться у клуба угольщиков, где слушали радио и обсуждали фронтовые вести. Обращались в военкомат с просьбой направить на фронт. Но им велели подождать. Тогда парни поехали в Новосибирск, в крайком комсомола, где посоветовали поучиться пока на связистов.
Через несколько месяцев Анатолия призвали в армию и направили в сержантскую школу отдельного полка связи.
Войну часто называют адом, а сержант Анатолий Грохов осенью 42-го, после окончания училища, попал в эпицентр этого ада. Боевое крещение принимал под Сталинградом.
- Автомат да катушку в руки - и вперед, прокладывать связь с передовой, - вспоминает фронтовик. - А вокруг воронки от снарядов и бомб, свистят пули, все в огне и дыму...
Порой было очень страшно, особенно когда рядом погибали товарищи. Но Грохов не думал о смерти. Война была для него работой, делом тяжелым и необходимым. Опасность подстерегала везде, её было так много, что она теряла свою остроту и казалась обычной, естественной. А когда выдавалась редкая минута затишья, думал о родном доме, вспоминал отца, мать, братишек. Старший Михаил тоже воевал, младшие еще учились.
Подкова на счастье
Толя родился в селе Морозово Промышленновского района, в крестьянской семье, где кроме него воспитывались еще трое мальчишек. Отец Иван Данилович очень любил лошадей, мог изготовить самую разную упряжь. Весть об умелом шорнике дошла до Киселевска. От руководства одной из шахт он получил именное приглашение и стал управлять конным двором (лошади в то время использовались для перевозки угля под землей). Сначала жили в бараке, потом построили свой дом. На крыльце над дверью висела подковка. Когда Толю призвали в армию, приехал на два дня из Новосибирска домой повидаться с родителями. Уже прощаясь, увидел, как отец протянул ему снятую подкову, и слегка растерялся. Стоявшая рядом заплаканная мать сказала:
- Бери, сынок, пусть хранит тебя на войне...
И однажды подкова действительно спасла его от смерти. Ударившийся об нее осколок, потеряв силу, скользнул и впился в тело. Врачи легко удалили его, и вскоре сержант Грохов вновь встал в строй.
Весной 43-го получил звание младшего лейтенанта и был откомандирован в пехотное училище офицерского состава в Уральск. Там Грохов узнал о гибели под Харьковом старшего брата Михаила.
Лишь спустя год после окончания войны Анатолий Иванович демобилизовался и с молодой женой возвратился в отчий дом.
Неугомон
И на фронте, и в после войны Грохов постоянно посылал в газеты стихи, заметки, рассказы. Не удивительно, что его послевоенная судьба оказалась тесно связанной с журналистикой. Работал в городской и районной газетах, редакторствовал в шахтовой многотиражке, участвовал в создании областной организация Союза журналистов СССР. Его очерки и рассказы "Устремление", "Смута", "Юность в памяти сильна", "Анкерная крепь" были опубликованы еще в прошлом веке. В 2003 году Анатолий Иванович принят в члены Союза писателей Кузбасса. В последнее десятилетие из-под его пера вышли сборники стихов и рассказов "О, господи", "Срединный", "Мое современье".
Особенно ярко литературные способности Грохова проявились в романе "Неугомон", вторая, заключительная, книга которого вышла в 2007 году. Он - о работе городского совета ветеранов (Анатолий Иванович почти 20 лет отдал ветеранскому движению) на фоне событий в Кузбассе и стране на стыке двух столетий. Высокую оценку роману дал А.Г. Тулеев: "Основываясь на реальных событиях конца XX века, Вам удалось создать яркие образы людей нашего шахтерского края, отразить их поведение, проанализировать причины ослабления власти в те смутные времена..."
Анатолию Ивановичу идет 87-й год. Но фронтовик еще подвижен, энергичен, молод душой. Его часто навещают сын и дочь, но особенно рад он встрече с внуками и правнуками. Сейчас пишет новую книгу, которую назвал "Оцепенение", - о борьбе с наркоманией.
Один мудрец сказал, что возраст определяется не годами, а биением сердца. У Анатолия Ивановича Грохова сердце бьется еще по-молодецки. Фронтовик, журналист, писатель остается в строю.
Иван Белоусов, член Союза журналистов России.
Выпуск №: 2-2010 (13.01.2010)