Как позвонить в жёлтенький банк?
Этот, в прямом смысле, долгий ящик, хранится в качестве возможного экспоната для музея. В нём - картотека организаций. Когда-то, в докомпьютерную эпоху, именно так, на манер библиотечного каталога, хранилась информация службы "09".
- Такие тяжеленные были ящики, - вспоминает руководитель службы Наталья Кириллова. - И ничего, тягали.
Конечно, норматив времени для ответа тогда не шёл на секунды, как теперь, с компьютерной программой. Нынешним работницам "09" от начала до конца разговора на всё про всё даётся 15 секунд. Хотя запросы порой бывают, мягко говоря, расплывчатыми. "Скажите, как позвонить в магазин напротив фонтана?" или "А не подскажете телефон аптеки за углом?".
- Не говоря уже про банки: жёлтенький и красненький, - улыбается руководитель.
Смена на смену не приходится. В одних отчётах фигурируют 65 тысяч обращений за месяц, в других - до 80 тысяч.
- Такой наплыв обычно под Новый год бывает, - комментирует Наталья Валерьевна.
И поводы для обращений у абонентов самые разные: осенью чаще спрашивают телефоны поликлиник и больниц, весной, с началом огородной страды, интересуются адресами магазинов семян и садового инвентаря. Перед Новогодьем народ активно атакует супермаркеты, предпочитая предварительно выбрать, где подешевле, а сделать это проще всего по телефону, разумеется.
- Теперь вот идёт смена телефонов на Тыргане с "69", на "68", и поток снова возрос, - говорит Наталья.
Хотя после фразы "Неправильно набран номер" автоответчик обязательно подскажет правильный, надо только дождаться. Кстати, голос на автоответчике, который иногда просит вас подождать, попутно обнадёживая, что ответят обязательно, никому из двенадцати работниц справочной службы не принадлежит: поступил в комплекте с программой. Наши люди вообще предпочитают живые, человеческие голоса машинным.
- Вот на "03" сейчас записывают все переговоры, и перед соединением об этом извещает всё тот же механический голос, - рассказывают женщины. - После уже отвечает диспетчер, но у абонентов терпения не хватает дождаться, и снова звонят нам с вопросом: "А что там случилось?".
Работа в справке - круглосуточная. Раньше ночных смен не было, но жизнь показала: они нужны. Специфика полуночных звонков (кроме 31 декабря) - аварийные службы или городские номера служб "01", "02", "03". А в Новогодье, естественно, самой "горячей" темой становится номер телефонов такси.
Женщины не преминули воспользоваться возможностью поздравить своих абонентов с праздниками и пожелать, чтобы больше звонили.
- Как, ещё больше? - удивилась я.
- Когда много звонков, смена идёт быстрее, - ответили операторы. - И потом: есть абонент - есть работа.
Елена Баева. Фото автора.
Выпуск №: 2-2010 (13.01.2010)