Соленый вкус романтики
Определился на берегу
Грезить о флоте Евгений начал после того, как центр военно-патриотического воспитания посетил наш земляк контр-адмирал Николай Ковалевский. Сейчас бывший подводник работает начальником Государственной морской академии имени адмирала Макарова, которая находится в Санкт-Петербурге. Рассказами об учебном заведении и моряках адмирал подогрел интерес ребят и вдохнул надежду.
- Дерзайте! - сказал он.
Евгений Дунин решил: буду поступать. С выбором факультета определился быстро:
- Только на АСУ (автоматические системы управления), ведь профессия востребована и на воде, и на суше.
Уже первым визитом в северную столицу Евгений развеял миф о том, что парню из глубинки поступить труднее, чем столичным ребятам. И при конкурсе восемь человек на место сумел набрать нужное количество баллов:
- Сдавали физику, математику и физкультуру. Что касается военной подготовки, то учеба в кадетском корпусе пришлась очень кстати.
Не расслаблялся
Уже через две недели после зачисления Евгения поставили командиром отделения.
- В основном все, кто поступил, знали, на что шли, и были готовы к трудностям. Жизнь на казарменном положении - не сахар, - рассказывает Евгений, - и случались казусы.
Так, один из студентов ушел, как только выдали форму, - ему не понравились юфтевые ботинки, которые в простонародье называют "гадами". Парню они показались слишком жесткими. А 12 человек отчислили за три дня до выпуска за то, что не сдали госэкзамен по физкультуре.
Выпил флакон рассола
Посвящение в моряки - не байки, а истинная правда! Выпить соленой воды Евгению пришлось на корабле "Кореец" во время первого выхода в море.
- Воду черпали чайниками прямо из-за борта, - вспоминает он, - наливали ее в обычные плафоны, которые вешаются на лампочки. Получалось граммов 800, не меньше. Моряцкий напиток, по вкусу напоминавший рассол, нужно было влить в себя. И ничего не поделаешь - традиция!
Этой процедуре подвергается каждый вне зависимости от заслуг и звания.
- Все пили, и я пил, - говорит прокопьевский моряк, - даже документальная хроника имеется - видео на сотовом телефоне.
Попал в передрягу
Когда учеба была позади, выпускникам академии на плацу объявили, кто куда направлен.
- Я бы, конечно, хотел на Черноморский флот, там тепло, - объясняет Евгений, - но судьба распорядилась по-иному: отправили во Владивосток к командующему Тихоокеанской флотилией.
Попал на малый противолодочный корабль "Кореец". Там Евгений служил командиром гидроакустического комплекса.
- Гидроакустика - это распространение звука в воде, - поясняет собеседник, - то есть наша задача - следить за подводной обстановкой, чтобы не пропустить чужака в наши воды.
Интересуюсь:
- Ну и как, заметили что-нибудь?
Оказалось, что моряки не только слышали, но и видели. Однажды "Кореец" сопровождал подводную лодку "Нерпа", которая была на ходовых испытаниях.
- Мы наблюдали за ней по различным каналам связи, как вдруг обнаружили какой-то танкер.
Лодка - секретный объект, и никто, кроме кораблей сопровождения, не имеет права находиться в этом квадрате. Матросы попытались связаться с незнакомым судном, но результата ноль. С горем пополам рассмотрели иностранную надпись на борту. Оказалось судно принадлежало Панаме. Только когда начали стрелять по нему из автоматов, "чужак" замедлил ход.
- Мы пошли на таран, - вспоминает Евгений, - и застопорили движение. Объект сдали пограничной службе.
Позже выяснилось, что иностранный корабль был напичкан электроникой. Его экипаж задал курс и, судя по всему, лег отдыхать. А техника дала сбой, из-за чего танкер и попал в передрягу.
И нашел свое место в жизни
- Служил бы и дальше, - размышляет Евгений, - если бы не вмешался господин случай, который имеет вполне реальное название - военная реформа.
Так получилось, что сокращение коснулось и нашего земляка. К такому жизненному повороту Дунин отнесся философски:
- Получается, где родился, там и сгодился.
А на вопрос, не обидно ли, ведь столько времени и сил потрачено, отвечает:
- Как можно жалеть, что вернулся в Прокопьевск, где живут самые близкие люди?
Родные пенаты встретили радушно. Директор центра военно-патриотического воспитания Валерий Гриднев предложил своему бывшему ученику попробовать себя в роли педагога-организатора.
Евгений подошел к этому ответственно, подмечая, что душа ребенка - предмет не менее сложный, чем радиоэлектроника. Обычно мальчишки и девчонки слушают офицера, широко раскрыв глаза. Но дети есть дети, и штиль в учебном процессе - явление не постоянное. Среди кадетов встречаются сорванцы, которые шторм могут устроить в секунды. Молодой педагог к каждому ищет подход, ведь и сам когда-то был на их месте.
Анастасия УЛАНОВА.
Выпуск №: 8-2010 (24.02.2010)