Вместе можно горы свернуть
Частный сектор - большое и хлопотное хозяйство. Проблем здесь много: ликвидация утечек, уличное освещение, очистка дорог, вывоз мусора. Кто должен их решать: владельцы частных домов или муниципальные власти? И где проходит граница раздела их обязанностей? Попробуем разобраться с помощью заместителя Главы города по благоустройству и жилищным вопросам Александра ЛОМАНА.
Ты чей, рукотворный ручей?
Жители частных домов, заключая договор с "Водоканалом", должны четко понимать: они платят лишь за потребляемую воду. Утечки в частном секторе при общей ветхости сетей, проложенных в основном в 40 - 50-х годах прошлого века, случаются регулярно. Камень преткновения в спорах при их ликвидации: кто за что отвечает? Хотя правило здесь простое. Домовладелец несет полную ответственность за участок от своего дома до места врезки в уличный водовод. И коллективную - за состояние уличного водопровода. "Водоканал" же обслуживает магистральные сети, от которых питаются многочисленные "капилляры" - уличные водоводы. Соответственно за ликвидацию аварий на трубе, пролегающей по улице, платят сами жители частного сектора. Собирают деньги, покупают трубы и арматуру, нанимают землеройную технику и специалистов либо "Водоканала", либо частных фирм.
Может ли частник рассчитывать на помощь муниципалитета? Да. Город помогает устранять аварии бесплатно одиноким престарелым гражданам.
Отдельный вопрос - колонки. Они находятся на обслуживании "Водоканала", но следить за их состоянием обязаны жители. Утеплить, чтобы не перемерзали зимой, огородить, не превращать в стихийные автомойки.
Несколько лет назад городские власти начали инвентаризацию сетей. Цель - благая и обоюдовыгодная. После того, как оформлен технический паспорт и водовод передан комитету по управлению имуществом, за его состоянием обязан следить "Водоканал". Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и финансовыми. Но город берет на обслуживание не все подряд: ветхую, с многочисленными "заплатами" трубу жители должны сначала заменить на новую. Инициативным и неравнодушным власти идут навстречу, если куплены все материалы, помогают землеройной техникой. Правда, таких набралось пока немного: 30 улиц уже заменили водоводы и оформили документы, 49 - трубы проложили, сейчас готовят техпаспорта. Сколько осталось? Считайте сами. Цифры в табличке.
Ночь. Улица...
Знаменитую строчку из стихотворения Александра Блока "сократила" Кузбасская энергокомпания, когда несколько лет назад вошла в Прокопьевск и провела ревизию новообретенного хозяйства. Тогда-то и выяснилось, что многие улицы частного сектора освещались, так сказать, нелегально. Как правило, дома строили трудящиеся крупных предприятий неподалеку от своего места работы. Руководители шахт и заводов шли им навстречу: выделяли светильники, провода, самовольно подключали к энергосетям. При советской власти все было общее, электричество стоило копейки, и особых проблем не возникало. Но "КЭК" - компания частная, а частник деньги считать умеет, поэтому все несанкционированные линии обрезал. Вот так и погасли на ночных улицах фонари.
Что в такой ситуации делать жителям? Можно начать с малого: вкрутить лампочку на крыльце, чтобы освещала хотя бы собственный номер дома: тогда "скорая" или, не дай Бог, пожарная машина не заплутают в потемках, спеша вам на помощь. Будут такие лампочки на каждом доме, и на улице станет светлее. А в целом алгоритм действий тот же, что и с водоводом. Жители собирают деньги, закупают столбы, провода, светильники и обращаются в "Кузбасскую энергетическую компанию". Активным помогает муниципалитет, который заинтересован в том, чтобы в городе было светлее и чище.
Контейнер в стиле граффити
Кстати, о чистоте. Наводя порядок в доме и во дворе, жители частного сектора частенько валят мусор буквально за забором своего подворья. Мол, куда его девать? Контейнеров-то, как возле коммунальных многоэтажек, нет. Там и машины "Спецавтохозяйства" регулярно курсируют, вывозя отходы на городскую свалку (между прочим не бесплатно - эта услуга входит в коммунальные расходы жителей). Однако ничто не мешает и "частнику" позаботиться о чистоте родной улицы. Семикубовый контейнер стоит 23 тысячи рублей. Если на улице 30 домов, то его приобретение обойдется в 700 с лишним рублей с подворья. К тому же у городских властей есть договоренность с заводом - изготовителем о том, чтобы предоставлять рассрочку на год. Плюс договор с "САХ" на вывоз твердых бытовых отходов. Тарифы вполне по карману даже пенсионерам: около 19 рублей в месяц. А если оставшуюся после летнего ремонта краску дать местным мальчишкам и девчонкам, то они вполне способны превратить невзрачный контейнер в шедевр в стиле граффити.
Информация к размышлению: в городе установлено более 1700 контейнеров и лишь 200 из них - в частном секторе. Договоры с "САХ" заключили 1179 домовладельцев. Там, где появились контейнеры, стало гораздо чище.
Подготовила Ирина Смирнова.
Фото Анастасии УЛАНОВОЙ.
ВАЖНО:
Владелец частного дома обязан:
- содержать в чистоте и порядке свою усадьбу и надворные постройки*
- территорию от собственного забора до середины улицы*
- если же дорога заасфальтирована, до асфальтового полотна*
- весной и осенью чистить ливнево-дренажную канаву, чтобы не пострадать от паводка*
- держать на цепи или в огороженном вольере собаку*
установить на доме табличку с номером и позаботиться об ее освещении в темное время суток.
Частный жилой сектор Прокопьевска это:
- 1115 улиц*
- 30 тысяч домов, где живут около 80 тысяч человек*
- более 1000 км дорог, 95% которых не заасфальтированы*
- более 900 км водопроводных сетей, износ которых составляет 78%.
Выпуск №: 10-2010 (10.03.2010)