Галопом по Европам
(Окончание. Начало в №5-9).
Сколько искусства на душу населения
От скульптора-актёра нас повезли к скульптору-скульптору: в дом-музей Родена. Собственно музей - не только сам особняк, но и пространство вокруг: в саду тоже расположились произведения великого ваятеля. Что самое выразительное в человеке? Глаза? Руки? Роден доказывает - спина. Столь динамичных и выразительных, даже чувственных в таком количестве не видела нигде.
До отправления автобуса ещё есть время, и мы сворачиваем на ближайшие извилистые улочки, чтобы не только музеями запомнился Париж. Что это? В витрине - матрёшки, будённовка и шоколад "Алёнка". Русский магазин. Закрыт, а на входной двери объявление по-русски: "Ушла в кафе (через квартал за углом). Скоро буду". И ниже то же самое (предположительно) по-французски.
Если каким-то образом привести все произведения искусства к общему знаменателю, сложить их, а потом разделить на количество жителей, наверняка столица Франции займёт одно из первых мест на планете. А нас ещё ждал Лувр. И на него времени отводилось обидно мало.
Кто бабе руки оторвал?
- Я советую вам посмотреть Нику Самофракийскую, Венеру Милосскую и Джоконду, - давал последние наставления гид. - Больше всё равно ни на что времени не хватит.
И он повёл нас под своды стеклянной призмы, где расположились кассы, контроль безопасности, целая череда магазинов, два эскалатора на вход и один на выход. Бесплатный поэтажный план музея на всех языках можно взять тут же. Но всё равно поначалу теряешься. Около пяти миллионов туристов в год проходит под сводами этого грандиозного музея, а экспонатов в Лувре 400 тысяч! Прав был гид. Мы успели посмотреть обезглавленную Нику, Венеру (помните, "Кто бабе руки оторвал?") и долго рыскали в поисках Джоконды. Потусовавшись в толпе перед Моной Лизой, помчались на выход, по пути поахав над изящными безделушками этрусков, суетливо (даже неудобно!) пробегая мимо невозмутимых сфинксов. В конце концов, оказались в каком-то тупике и нырнули в подошедший лифт. Наши попутчики, пожилая пара, не без юмора спросили по-английски:
- Пытаетесь найти выход?
- Да. Вы тоже?
Женщина в ответ горестно кивнула:
- Это трудно.
Пришлось просить помощи у смотрительницы. И вот наконец-то внутренний дворик Лувра. Смеркается. В фонтане включена подсветка. А у парадных ворот стоит чёрная маленькая старушонка с клюкой и просит милостыню. И так органично смотрится на фоне средневекового королевского замка, словно только что сошла с одного из многочисленных музейных полотен.
Прощальный взор на этот удивительный город мы бросили со стороны реки: прогулка на кораблике по Сене была последним пунктом экскурсионной программы. Аудиогид читал текст типа "Посмотрите налево..." поочерёдно на всех языках, включая китайский, кроме русского. Кстати, также как в Версале и Лувре. И это уже было подозрительно. Ведь идет год русско-французской дружбы...
Елена БАЕВА
Выпуск №: 11-2010 (17.03.2010)