Рейтинг@Mail.ru
Кардиограмма универмага

Кардиограмма универмага

В юбилей так и подмывает расспросить о том, как всё начиналось. Тем более, что дата красивая: 50 лет! Но наша беседа с генеральным директором ОАО "Шахтерский универмаг" Ириной ПРИХОДА - о дне сегодняшнем и насущных проблемах.

- Немного о личном: почему вы выбрали именно торговлю делом своей жизни?

- Сказать, что я всегда мечтала работать в торговле, не могу, скорее это стечение обстоятельств. Конечно, как все девочки, в детстве с упоением играла в магазин. Ведь был наглядный пример: моя мама уже 50 лет трудится в сфере торговли. Но после школы пошла в КемГУ и получила диплом экономиста. Устроилась в отдел кадров на шахту. Там было неплохо, но не увлекало, что ли. Поэтому когда в 95-м позвали товароведом в магазин, согласилась. Вот младшая дочка, которой сейчас двенадцать, знает определенно: "Буду директором магазина!". Правда, недавно заявила, что хочет стать дизайнером, но тоже в торговой отрасли. Так что складывается династия.

- Какие качества необходимы хорошему продавцу?

- Прежде всего, терпение! Люди такие разные, и к каждому нужно найти подход. Взять, к примеру, модную ныне тенденцию: не успеет покупатель зайти, к нему бегут несколько продавцов, все хором "Здрасти! Что вам предложить?". Кому-то это, действительно, нравится. А многие от подобной опеки теряются и уходят, толком не рассмотрев витрины. Задача продавца - внутренне почувствовать, чего человек хочет. Ну и, конечно, главное наше оружие - непременная улыбка. Иной раз приходит покупатель грустный, озабоченный. Продавец улыбнется, пошутит, и настроение у человека сразу меняется. В такой магазин он захочет прийти снова.

- Знакомясь с историей магазина, обнаружила любопытный факт: на работу в "Шахтерский" раньше набирали молодых и красивых девчат.

- Сейчас у нас сложившийся стабильный коллектив, в котором трудятся люди зрелого возраста. Все друг друга знают много лет, атмосфера доброжелательная, домашняя. Но молодежи мало, и это неслучайно. Ведь продавец сегодня - это и грузчик, и дизайнер витрин, и уборщица - словом, на все руки мастер. Потому что большинство - индивидуальные предприниматели, которые арендуют торговые площади. Сами за товаром ездят, сами за прилавком стоят, сами за порядком следят. Рабочий день продавца начинается с ведерка и тряпки, чтобы витрина блестела. Такие нагрузки молодые долго не выдерживают. Из выпускников училищ мало кто в профессии задерживается.

- А как же быть с внедрением новинок? Известно, что именно молодежь более восприимчива к переменам, порой даже рискованным экспериментам?

- Мы следим за изменениями в сфере торговли. И акции проводим, и рекламные кампании. Сменили оборудование на современное. Другое дело, что само здание универмага, когда-то казавшееся таким огромным, по нынешним меркам - весьма скромных размеров. И планировка залов с монументальными колоннами не дает развернуться. Мы торговые места меряем не квадратными метрами, как все, а "от столба до столба". Отсюда проблемы. Для небольших компаний аренда целого крыла - это много. Для крупных магазинов самообслуживания и целого этажа мало, потому что у них иная система выкладки товаров, расположения касс и т.д. Не вписываются они в наш стандарт "от столба до столба", хотя желающих немало.

- Судьба предприятия, как судьба человека: в ней бывают взлеты и падения. Какой период сейчас переживает "Шахтерский универмаг"?

- За полвека, действительно, всякое было. Но я могу говорить только за последние 15-17 лет, пока здесь работаю. 92-93 годы - ужасные! Неразбериха, развал, не знали, чего ждать от будущего. Потом три замечательных года бурного расцвета. В 97-98-м опять спад, коллектив разделился. У нас остались лишь три отдела и общее руководство: все бумаги идут через меня, плюс хозяйственные заботы. Большинство продавцов магазина стали индивидуальными предпринимателями, арендуя торговые площади. С 2001-го - новый подъем. Торговля оживилась, появились деньги, с помощью крупного арендатора сделали ремонт, приобрели новое оборудование. В 2008-м ударил финансовый кризис, из которого ни мировая, ни российская экономика, в том числе и наша сфера, пока не выбрались.

- Этакая кардиограмма универмага получается. Ирина Вадимовна, если сравнивать систему советской торговли и современную, в чем вы видите их плюсы и минусы?

- Я ведь пришла в универмаг в 1995 году, поэтому торговлю в советское время знаю в основном как покупатель и по рассказам мамы. Но думаю, что в каждом времени есть и будут свои плюсы и минусы. Все положительное, что было в те времена, применяют и сегодня. Например, централизованное снабжение, когда за счет успешной работы всего предприятия можно было содержать некоторые малоприбыльные точки, которые важны для определенных групп населения. Сейчас крупные компании с разветвленной сетью магазинов - по сути те же ОРСы (отделы рабочего снабжения).

Конечно, несравнимо шире стал ассортимент. Но при этом порой страдает качество.

Еще один вопрос всегда вызывал у меня непонимание. Это торговля на неприспособленных рынках. Да, в начале 90-х, когда было повальное сокращение рабочих мест, люди уходили в торговлю, организовывались уличные торговые точки, но сейчас стереотипы необходимо менять, ведь вещевой рынок под открытым небом - это неправильно. Погодные условия никак нельзя назвать способствующими улучшению качества товара. Зимой - всё замерзает, весной - всё плывет, летом - все выцветает, осенью - все заливает. А в специализированных магазинах с комфортными условиями и гибкой системой арендных отношений торговые места остаются невостребованными. На мой взгляд, так не должно быть.

- Вы затронули вопрос о качестве. А как вы относитесь к отмене обязательной сертификации продукции?

- Я не считаю, что сертификацию отменили, ГОСТы остались, а название "сертификат" заменено на другое, например, добровольное декларирование.

Это нововведение главным образом касается производителя. Но торговля - конечная точка, на которую, в первую очередь, валятся все шишки, т.е. жалобы потребителей. Поэтому стараемся работать с проверенными поставщиками, с которыми налажены давние связи, которым доверяем.

Вообще, главный минус современной торговли - отсутствие четкой системы и стабильности. Вот кассовые аппараты. То срочно требовалось оснастить ими все торговые точки, чуть ли не всех бабушек на рынке. Купили, поставили, потому что понимаем - без учета нет торговли. Потом стали их "усовершенствовать", что ежегодно обходится предпринимателю почти в 9 тысяч рублей - более половины стоимости нового аппарата. Теперь оказывается, что ККМ нужны не каждому. Свежий пример - история с платежными терминалами. Дело хорошее, людям удобно. Купили, поставили. И нате вам! Теперь к нему необходимо считывающее устройство, чтобы контролировать прохождение платежей.

- Это как раз понятно: у нас, покупателей, о благе которых вроде бы так заботится государство. Потому что уже идет речь об увеличении комиссии.

- Однако сначала нам надо найти средства на считывающее устройство и его установку! Так что и торговля в проигрыше. Вообще у нас есть предложение: создать при Администрации города что-то вроде ассоциации торговых работников и раз в месяц (или квартал) собираться за "круглым столом". Говорить о проблемах. Власть нам - о том, что нужно городу. Мы - о своих заботах. И вместе находить пути их решения. Ведь магазины с их красочными вывесками, облагороженной прилегающей территорией, светящимися в ночное время витринами - лицо любого города.

И поддержка друг друга в трудных условиях просто необходима. Допустим, сейчас один из способов борьбы с безработицей - развитие малого предпринимательства. Но оформить документы - полдела. Нужно где-то разместить новорожденное ИП. Мы готовы поддержать начинающих предпринимателей. Это и аренда торговых площадей по минимальным ставкам, и льготные условия оплаты, потому что любому делу необходимо время, чтобы встать на ноги. В "Шахтерском универмаге" уже есть парикмахерская, ювелирная мастерская, кафе "Восточная кухня". Но еще найдутся места для реализации новых идей в сфере торговли и обслуживания наших дорогих горожан.

Беседовала Ирина СМИРНОВА


Выпуск №:  15-2010 (14.04.2010)

Возврат к списку