Рейтинг@Mail.ru
«За свои слова привык отвечать»

«За свои слова привык отвечать»

Первомай - праздник древний, уходящий корнями в язычество. Но у нас в России он связан с борьбой трудящихся за свои права. С чем встречают праздник профсоюзы - об этом мы беседуем с председателем территориальной организации Прокопьевска и Прокопьевского района Рос-углепрофа Александром БАЗАРКИНЫМ.

- Александр Александрович, демонстрация - неизменный атрибут Первомая. Но давным-давно из формы протеста рабочих она превратилась в ритуал. Так есть ли сейчас в ней смысл?

- В разное время я по-разному относился к демонстрации. В школьные годы это было весело и интересно: подготовка, торжественная линейка, встречи с ветеранами. Когда пошел на производство, тоже воспринимал как праздник: ударные вахты, соцсоревнование, награды лучшим. Приятно было идти в колонне с ребенком на руках, а на груди - лента победителя. Начал работать в теркоме, появились другие заботы: с чем будут встречать праздник шахтеры, получат ли зарплату и какую. И я не согласен, что сегодня демонстрация - просто шествие. Когда выходит на улицы столько людей, когда видишь нарядные колонны горняков, строителей, педагогов, медиков, возникает чувство единства и гордости - Прокопьевск живет, дышит, строится, хорошеет.

- А какие у современных профсоюзов рычаги воздействия на работодателя?

- Цивилизованные. На всех уровнях мы ведем активный переговорный процесс. Председатель ЦК Рос-углепрофа Иван Мохначук - член Общественной Палаты при Президенте РФ. Глава Федерации профсоюзов Кузбасса Юрий Кауфман - депутат Госдумы. Представители профсоюзов есть в местных законодательных органах. Через них мы добиваемся принятия, к примеру, закона о шахтерских пенсиях. Или введения ограничений на труд мигрантов, ведь, по сути, это штрейкбрехеры, дешевая и безотказная рабочая сила.

Когда начался кризис, профсоюзы вошли в состав антикризисных штабов, чтобы избежать массовых увольнений, а там, где это неизбежно, все делалось с соблюдением закона, чтобы создавались новые рабочие места. Даже в это тяжелое время удалось подписать федеральное отраслевое тарифное соглашение, где сохранены основные социальные гарантии. Такие же трехсторонние соглашения (власть - собственник - профсоюзы) заключены на региональном и муниципальном уровнях. Сейчас, когда экономическая ситуация выправляется и уголь вновь востребован, пересматриваем коллективные договоры и возвращаем те соцгарантии, которые из-за кризиса были приостановлены... Работаем совместно с Госинспекцией по труду, Ростехнадзором, прокуратурой.

Да, переговоры идут трудно, спорим, доказываем, приглашаем специалистов - юристов, экономистов, но идем вперед.

Роль профсоюзов неблагодарна. Работодатели недовольны тем, что мы требуем повышения зарплаты, улучшения условий труда, социальных гарантий. Рабочие же считают, что требуем мало. Но без Росуглепрофа не было бы ни ОТС, ни региональных соглашений, ни колдоговоров.

Только несколько цифр. За 2009 год нашим юристом было составлено 36 исковых заявлений в суд, и ни одного процесса мы не проиграли. Провели 24 проверки работодателей, в ходе которых выявили 178 нарушений и добились их устранения. Эффективность работы теркома выражается в конкретных суммах: в 2009 году это 4 млн. 800 тыс. руб.

- На днях услышала любопытную новость: сотрудники Букингемского дворца намерены организовать забастовку в знак протеста против низкой заработной платы, которую платит королева Елизавета. Это в Англии, цитадели мировой монархии! А российские профсоюзы окончательно отказались от такого мощного оружия пролетариата?

- Нет, конечно. Но грозное оружие надо использовать с умом, а не так, как получилось в 98-м, когда горняков использовали "втемную", и в "рельсовой войне" проиграли именно шахтеры. Мы применяем все способы борьбы, отстаивая права трудящихся. Надо - собираем подписи под письмами Президенту, организуем пикеты, митинги и другие акции протеста. Потребуется, подключаем СМИ. Когда работодатели говорят, что им плевать на прессу, они блефуют. Скандал в прессе - пятно на деловой репутации, поэтому огласки они боятся. Думаю, помогает и то, что мы живем в Кузбассе. Политика нашего Губернатора социально ориентирована, если обращаемся с проблемами к властям, нам помогают.

Однако не стоит забывать и о другой стороне медали: не надо брать заведомо невыполнимых обязательств. Мы понимаем, что кризис еще не закончился, поэтому реальный рост зарплаты, утвержденный декабрьским пленумом, лишь 15 процентов. Хотя можно было бы кричать и о 20 - 30. Но мы привыкли за свои слова отвечать. Однако и 15 процентов - не догма. Если начнется подъем в экономике, будем добиваться более значительного увеличения зарплаты.

Интервью взяла Ирина Смирнова.


Выпуск №:  17-2010 (28.04.2010)

Возврат к списку