Рейтинг@Mail.ru
В августе 44-го

В августе 44-го

Наверняка Анне Ивановне было приятно читать этот документ, отчего-то озаглавленный штабным писарем канцелярским словечком "Справка", хотя логичнее было бы назвать этот листок уже пожелтевшей бумаги "Благодарственное письмо".

В письме говорилось, что 1 августа 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования её сын гвардии рядовой Евгений Максимович Гайдамак удостоен ордена Славы 3-й степени. Собственно паренька по отчеству никто тогда и не звал, разве что в таких вот официальных бумагах. Остаётся только догадываться, что именно подразумевается под заслугами, а только ордена, тем более Славы, просто так в военное время не раздавались. За мужество, если это применимо к юноше, только что ставшего совершеннолетним. Но война заставляла взрослеть быстрее.

В апреле 1943-го 16-летний паренёк уходит на фронт. Сын полка, слышали о таких? Казак, уроженец Кубани, служил разведчиком кавалерийского полка. Совершеннолетие Евгений встретил в жарких боях на территории Германии. В бережно хранимом семейном архиве много благодарственных писем от имени маршала Советского Союза товарища Сталина. По ним можно географию изучать: за отличные боевые действия при овладении польским городом Калиш. Это в январе 45-го. А уже в марте звучат названия немецких населённых пунктов: Тампельбург, Лабес, Шифельбайн. Три подряд письма от 4, 5, 6 марта 1945-го как свидетельство напряжённости тех боёв.

Домой гвардии рядовой Евгений Гайдамак вернулся с двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями "За боевые заслуги", "За освобождение Варшавы" и "Взятие Берлина". Свою послевоенную жизнь фронтовик уже не мыслил без армии и после окончания Омского танкового училища стал кадровым офицером.

Елена Баева.


Выпуск №:  18-2010 (05.05.2010)

Возврат к списку