Расписался на рейхстаге - и домой!
Илье Черных было девятнадцать, когда началась война. В Прокопьевске остались родители, братья, сестры. Далеко отчий дом, далеко и до победы - долгих четыре года.
Илья Иванович был связистом. А что такое связист на войне? Обрыв кабеля, приказ "Восстановить!". День и ночь, в дождь и снег - автомат в одну руку, катушку с проводом в другую и перебежками, ползком - вперед! Пули свистят, не поднять головы.
- В пяти метрах напарник подорвался на мине, - тяжело вздыхает ветеран, - но приказ нужно было выполнять любой ценой, даже если это собственная жизнь.
Смерть обошла стороной старшину-связиста. Жив остался Черных, даже не ранен.
- Это мама за меня молилась. Верующая была. Вот и выжил, - объясняет он.
Спросила и о бытовых подробностях фронтовой жизни, о том, чем занимались в редкие минуты затишья, как кормили.
- Терпимо, - говорит, - даже наркомовские 100 граммов давали по праздникам. Только горячая пища на передовую редко попадала. Баня - так вообще праздник.
Иногда поднять солдатский дух приезжали артисты, но большей частью сами себя веселили. Один из способов - игра "махнёмся не глядя". Подходишь к товарищу и предлагаешь обменять то, что у тебя в кармане, на содержимое его кармана. Так кусок сахара мог превратиться в серебряный портсигар, а стреляная гильза - в часы. Убить на войне могли каждую минуту, поэтому цена вещей сводилась к нулю.
Поинтересовалась:
- Илья Иванович, а где вы закончили войну?
- В Берлине, - скромно ответил ветеран, - расписался на рейхстаге - и домой.
Ирина ДОКУЧАЕВА.
Выпуск №: 18-2010 (05.05.2010)