Рейтинг@Mail.ru
Мы помним

Мы помним

1418 свечей - по числу дней войны - одновременно вспыхнули 8 мая на аллее Героев. Еще тысячи огоньков памяти зажглись в окнах прокопчан. Ведь трудно найти в России семью, которую бы обошла стороной Великая Отечественная.

Своих дедов я знаю только по фотографиям: большим семейным портретам, где нарядные молодожены слегка напряженно, но счастливо улыбаются в объектив фотокамеры. Оба дедушки погибли на фронте.

Удивительно, но совершенно одинаковые свечи горели по-разному. Казалось, что у них, как и людей, свои собственные судьбы. Первая, в честь деда Мартемьяна, вспыхнула сразу, пламя было ровным и сильным. По воспоминаниям родных, Мартемьян Иванович был из староверов, немногословный, надежный, работящий. И воевал также без спешки, ненужной суеты. Дошел до Праги и погиб всего за несколько дней до Победы, 28 мая 45-го.

Свеча в честь деда Осипа затеплилась только с третьей спички. Зато сгорела гораздо быстрее. В 41-м Осипу Никитовичу исполнилось 38. На руках - шестеро ребятишек, старшему из которых одиннадцать, и жена без всякой специальности. Каково было оставлять их единственному кормильцу?! Сибиряк Васильев сложил голову в 43-м, под Витебском. Никогда не унывающую бабушку Лушу мы, многочисленные внуки, очень любили. Я ни разу не видела ее отдыхающей. Она то шила, то пряла шерсть, то вязала, то плела кружева, то стряпала вкуснейшие булочки. Казалось, нет такой работы, которую бы не умела делать баба Луша. Верить или не верить в то, что наши ушедшие близкие где-то рядом и хранят нас от бед, личное дело каждого. Но свеча в честь Лукерьи Михайловны, догорев до середины, стала коптить и гаснуть, даже согнулась слегка. А потом вновь вспыхнула ярко и потухла самой последней. Бабушка Луша, которой перевалило за 90, умерла в канун 50-летия Победы, 8 мая 1995 года.

525 флагов с именами прокопчан - участников Великой Отечественной подготовили к юбилею школьники.

Девятиклассницы 14-й школы заинтересовались семейной историей. У Жени Кузнецовой прадед пропал без вести в боях под Ленинградом. У Иры Тимофеевой из трех ушедших на войну прадедов домой вернулись двое. Один из них, Иван, уцелел чудом. При переправе через реку он едва не утонул. Когда солдата вытаскивали из воды, увидели плывшую рядом деревянную икону. С нею он и прошел всю войну.

850 литров каши для традиционного угощения ветеранов сварили повара полевой кухни.

- Готовили с пяти утра, - рассказывает старший повар кафе "Лагуна" Елена Хлебникова. - Кто крупу перебирал, кто тушёнку открывал. Работали с душой, с настроением. Потому что праздник особый. У меня, кстати, дед на фронте погиб. Где похоронен, не знаем. Но имя его занесено на стелу памяти в Тогуле, откуда его забрали в армию.

20 единиц техники участвовали в ретропараде.

Правда, заявок было больше - почти 50, но выбрали самые интересные модели, в том числе несколько мотоциклов. "ИЖ-49", которому уже за полвека, исправно служит уже третьему поколению семьи Фейлер. Причем все детали "родные"! Нынешний владелец Евгений помнит, как в детстве его катал на сверкающей машине дед. Русских немцев, как известно, на фронт не брали, и Карл Христианович ковал победу в тылу, добывая уголек на шахте "Коксовая". Трудовой стаж старшего Фейлера - 49 лет.

1 медсанбат был развернут на аллее Героев.

- Здесь все подлинное. Старую палатку нашли у военных в Юрге. Инструменты и биксы собирали по знакомым и родственникам, - показывает директор Прокопьевского филиала СМО "Сибирь" Ирина Юрова. - Вот в таких условиях работали на передовой медики, при свете керосинки оперировали. Военврачи спасли тысячи жизней. А дед мой Василий Прусс умер от заражения крови в госпитале в Венгрии.

Светлая память нашим дедам-фронтовикам и бабушкам, на плечи которых выпала нелегкая доля в одиночестве хранить огонь домашнего очага, к которому мечтал вернуться каждый солдат. Мы вас помним, любим, благодарим.

Ирина Смирнова. Фото Анастасии Улановой.

Мнение с сайта

Вернулись с акции "Свеча памяти и скорби". На аллею Героев, несмотря на проливной дождь, пришли тысячи прокопчан. Выступление Главы города, слова скорби настоятеля собора, молитвы, слетающие с губ многих стоявших возле меня людей... После минуты молчания люди поставили свечи к монументам и возложили цветы. У всех были такие просветленные лица, что я поверила: мы, россияне, - сила, и если надо будет, то вновь встанем на защиту Родины. Такие акции очень нужны.




Выпуск №:  19-2010 (12.05.2010)

Возврат к списку