Та самая. Из Прокопьевска.
Та самая. Из Прокопьевска.
Как только Юля заиграла, лицо её сделалось серьёзным, и четырнадцатилетняя девочка сразу как-то повзрослела.
В виртуальном списке, который всегда составляешь перед встречей, первым шёл вопрос об отношении к конкурсам вообще. Важны ли они для творческого человека?
- Две недели накануне я занималась только тремя конкурсными произведениями, - отвечает Юля. - Конечно, это время можно было потратить с бОльшей отдачей. Но ...
Но на первом сибирском международном (для самой пианистки это был четвёртый в её жизни конкурс) прокопчанку заметили мэтры не то что российской - мировой фортепьянной школы.
- Вообще-то подавляющее большинство мировых знаменитостей вырастили русские учителя, - замечает Юлин педагог по классу фортепиано из 10-й музыкальной школы Любовь Ерофеева. - Так что мировая школа всё равно по сути своей - русская.
Про конкурсы отвечает однозначно: они необходимы. Это шанс посмотреть на себя со стороны, импульс к покорению новых высот.
- Порой в стенах родной школы ты - звезда. Но вдруг в одном месте собирается множество талантливых детей, и среди них ты ничем не выделяешься. И становится понятно, что надо ещё, ох, как работать...
Работать Юля умеет. Она вообще человек целе-устремлённый. Родители сумели дать понять своим дочерям, что талант без труда - ничто. В будущем видит себя только на сцене. Как Полина Федотова, председатель жюри, которая, кстати, пригласила молодое дарование на свой мастер-класс в подмосковный город Клин.
Конкурс, где воспитанница 10-й музыкальной школы заняла первое место, прошел в Томске с 10 по 15 мая в рамках празднования 200-летия со дня рождения Шопена. Поэтому и в жюри, и в зале присутствовали соотечественники великого польского музыканта, а в программе конкурсантов обязательно должно быть произведение композитора. Юля выступала почти предпоследней. Любовь Николаевна очень эмоционально вспоминает этот момент:
- Там зал куполообразный, и звук на звук накладывается. А у нас, пианистов, есть понятие такое - "грязная педаль". И вот мне кажется, что у Юли сейчас именно тот случай. Слышу, что старается, но педаль-то "грязная"!
По той же причине, из-за волнения, не пошла на оглашение победителей.
- Юля выходит и улыбается, - продолжает педагог. - Я спрашиваю: "Что?". А она в ответ: "Первое место".
Далёкому от музыки человеку трудно по достоинству оценить даже игру виртуоза. Любовь Николаевна очень интересно рассказывает (видимо, также она восемь лет назад сумела увлечь музыкой шестилетнюю Юлю) о том, что у каждого композитора свой стиль, и интеллигентные, аристократичные полонезы Шопена никогда не спутаешь с размашистыми произведениями Рахманинова.
- А вот послушайте Бетховена, - предлагает она и кивает сидящей за инструментом Юле. - Здесь всё с немецкой педантичностью разложено по полочкам.
Суметь передать этот стиль, этот авторский почерк, да так, чтобы эмоционально задеть слушателя за живое...
- Ведь Шопен жил во Франции, - продолжает свой ликбез музыкант. - Но очень тосковал по родине.
Но откуда у 14-летней русской девочки взялось это понимание ностальгии поляка, жившего за два столетия до неё? Для этого необходимы не только знания, но и определённая эмоциональная зрелость. Жюри было единодушно: у Юли Гавриловой получилось.
Теперь вот прокопчанку пригласили в Клин, на родину Чайковского. Кто бы знал маленький городок в Подмосковье, если бы не великий русский композитор? И первое место Юли Гавриловой в Томске заполнило пробел в географии у многих именитых пианистов из Израиля, Китая и Польши.
- Вы из Прокопьевска? А это где?
- В Кузбассе.
Елена Баева.
Фото автора.
Выпуск №: 23-2010 (09.06.2010)