Полвека с почтовой сумкой
- Раньше больше 16 килограммов нам поднимать не разрешалось, - вспоминает. - Потом организовали подвозку (корреспонденцию из почтового отделения на машине довозили до начала улицы, к примеру, оттуда по адресам уже пешочком - все равно облегчение большое). Сейчас люди писать совсем мало стали, да и газет с журналами гораздо меньше выписывают. Зато продаем сопутствующие товары: бытовую химию, чай, печенье... Но здоровье уже не то, килограммов шесть - больше не беру.
Возьмем в среднем 10 килограммов, умножим на 250 рабочих дней в году да еще раз - на 50 лет, получится 125000! Так это только один раз поднять, как штангисту рекордный вес взять. А ведь 125 тонн еще надо пронести энное количество километров: где просто в ящик газету положить, где во двор или квартиру (на участке Назмутдиновой 8 частных домов и 13 казенных многоэтажек) зайти - порадовать долгожданной пенсией или отдать заказанный стиральный порошок.
Имя украинское, отчество русское, фамилия татарская - как такой интернационал в одном человеке получился?
- Да русская я, из чалдонов,- улыбается Павлина Михайловна. - Предки еще во времена Ермака пришли в Сибирь. А с именем смешно получилось. Отец, пока шел до загса, забыл, что новорожденную на семейном совете решили назвать Юлией. Пришел, стал перебирать имена - все не то. Сотрудники ему целый список показали и общими усилиями остановились на Павлине. Как потом дома папу ругали! Фамилия же татарская - по мужу. С ним двух дочек воспитали, сейчас помогаем поднимать внуков.
Полвека с хвостиком «с толстой сумкой на ремне» - таких работников на Прокопьевском почтамте по пальцам перечесть. Хотя Павлина Михайловна в профессию попала случайно. После школы закончила ФЗУ в Новосибирске по специальности «пекарь» и с удовольствием трудилась на хлебозаводе. Очень ей нравились запах свежего хлеба, пышущие жаром печи, румяные буханки и калачи. Но однажды стало плохо с сердцем. Врачи нашли у совсем еще юной девушки ревмокардит и посоветовали поискать работу на свежем воздухе. Павлина попыталась было устроиться в энергоучасток на вокзале, но и там из-за здоровья не взяли.
- Вышла, смотрю - прямо напротив почта, и на двери объявление: «Требуется почтальон». Как зашла туда в 59-м, так до сих пор и работаю. Первое время очень тянуло на хлебозавод. Потом пошли дети, косички надо заплетать.
А уже когда квартиру дали на Ясной, о другой профессии и думать перестала. Дело свое ценит за постоянное общение. Почти сорок лет на одном участке - с родными сестрами так не связана, как со своими подопечными. По словам заместителя начальника отделения связи №7 Ольги Косякиной, умеет она с людьми разговаривать. Хотя сама Павлина Михайловна скромничает:
- Работа что? Всякое бывает. Это как суп сварить, то недосоленный получится, то пересоленный. Вот у наших девчат подход цыганский: кого угодно уговорят. А мне сказали «нет», я и пошла.
Еще немного статистики. П.М. Назмутдинова - не просто почтальон, она - почетный донор. Когда рожала дочь, выяснилось, что у нее редкая кровь - первая группа, резус отрицательный. Одна из коллег рассказала о том, что регулярно сдает кровь. Павлина Михайловна тоже решила попробовать. Так и втянулась.
- В общей сложности 36 литров сдала, четыре ведра! - здесь, в отличие от километража с почтовой сумкой, у нее точные данные. Не скрывает, что привлекали и положенные донорам отгулы, и доплаты - дочки были маленькие, пригождались и лишние выходные, и деньги. Но ведь скольким людям спасли жизнь эти четыре ведра бесценной жидкости!
Обратила внимание на красивую образную речь моей собеседницы. Оказалось, она с детства обожает книги. Дома библиотека большая, где есть место и классике, и детективам. К ним в последнее время особо пристрастилась. Приключения тоже любит - недавно взялась Майн Рида перечитывать. Газеты, которые приносит в дома прокопчан, внимательно изучает.
- А как же иначе? - удивляется. - В «Диалоге» мне новости нравятся. Объявления «Куда пойти работать?» обязательно просматриваю. Рецепты у вас хорошие. Программа удобная.
Есть у Павлины Михайловны маленький производственный секрет:
- Я в выходные специально на улицу не выхожу, с соседками возле дома на лавочке не сижу. Чтобы потом на работу бежать, как на праздник.
Ирина Смирнова.
Фото автора.
Выпуск №: 27-2010 (07.07.2010)