Про перепись, лыжи и балет
Простой альбом с обшарпанной коричневой обложкой - настоящий раритет. Ведь это своеобразный фотоотчет о том, как в Прокопьевске проходила Всесоюзная перепись 1939 года!
Кто создавал уникальный альбом, кропотливо подбирая снимки, подписывая их красивым разборчивым почерком, составляя диаграммы и таблицы, неизвестно. Возможно, автор и есть на многочисленных фото людей, проводивших перепись-1939, но он об этом скромно умолчал. Нынешнему руководителю подразделения Кемеровостата в Прокопьевске Н.Н. Мохнаткиной раритет достался по наследству.
- Впервые увидела альбом в 1989 году, когда участвовала во Всесоюзной переписи,- рассказывает Надежда Николаевна. - К сожалению, Валентина Семеновна Коновалова, которая в то время возглавляла городское статуправление, обнаружила этот любопытнейший документ уже после завершения переписи. Хотя как бы хорошо было использовать альбом в агитационной работе! И его вновь убрали в сейф. Затем главным статистиком города стала Татьяна Ивановна Мальцева. А когда меня назначили руководителем, передала альбом мне.
Бережно перелистываю плотные картонные страницы. Сразу бросается в глаза, что автор - человек, любивший систему и порядок. Каждый снимок снабжен подробной подписью с указанием фамилий, должностей, места события, например: "Счетчик - комсомолка Нина Фетисова (4-й п/о) проводит перепись в семье стахановца горноспасательной станции тов. Распопова" или "Фасад комбината шахты им. тов. Сталина, на котором установлен светолозунг "Образцово проведем перепись", который демонстрировался ежедневно с 8 ч. веч. до 4 ч. утра с 13 января до 5 февраля 1939 г.". И еще: "Художественное обслуживание трудящихся после вечеров вопросов и ответов о ВПН во Дворце культуры им. Артема, балет "Зима", исполняют учащиеся школ № 9 и 11". Это ж просто документ той эпохи, когда главной тягловой силой были лошади (вон их сколько терпеливо ожидает хозяев возле комбината шахты!), а дети горняков занимались балетом.
- Нам было очень интересно рассматривать альбом, - делятся уполномоченный по подготовке переписи населения в г. Прокопьевске Нелли Абалтусова и ее заместитель Наталья Баранова. - Какие тогда у людей были лица, какие наряды у женщин, как жили обычные прокопчане. Вот счетчик проводит беседу на квартире шахтера. Люди явно позируют, все аккуратно одеты, собрались за столом, накрытым белой парадной скатертью. Но ведь голую лампочку под потолком и стены с потрескавшейся штукатуркой не скроешь.
У них, "наследниц" людей, что проводили перепись-1939, спрашиваю, много ли изменилось в самой системе работы. Оказалось, что не слишком. По домам пойдут те же счетчики, которых сейчас называют переписчиками. С ними занимаются инструкторы. Сохранились и заведующие переписными участками, ранее отделениями (теми самыми таинственными "п/о", которые упоминаются почти в каждой подписи к снимкам). И агитация идет активно. Конечно, не с таким размахом, как 80 лет назад, когда, как явствует из таблички на одном из альбомных листов, "в среднем по району с каждым гражданином проведено 12 бесед", а по организациям выпущено 411 стенных газет. Но ведь стоит напомнить, что главная цель той переписи - любой ценой показать рост численности населения СССР. Потому что результаты предыдущей, 1937 года, вождь народов Сталин вынужден был засекретить. По двум причинам: первая - в результате переписи "прорисовались" страшные последствия голода 1932-1934 гг., и численность населения оказалась меньше оглашенных ранее преувеличенных оценок и не соответствовала тезису о быстром росте населения в условиях социалистического строительства, вторая - "неправильные" данные о религиозных убеждениях населения (в стране "воинствующего атеизма" собственно атеистов почти нет, даже не сильно верующие люди отвечали: православный, мусульманин и т.п.). Перепись была признана недействительной. Руководители ее репрессированы. Вопрос о вероисповедании навсегда исчез из советских переписных листов.
Неудивительно, что в погоне за душами счетчики действительно не пропускали ни одного дома, квартиры, общежития. Есть снимок, где переписчик обходит свой участок в Смышляево на лыжах, потому как иначе к иным крестьянским дворам было не добраться. А вечера вопросов и ответов о ВПН (Всесоюзной переписи населения) венчал обязательный концерт, который в "дотелевизионную эпоху" был культурным событием и привлекал не избалованных развлечениями прокопчан. В ту пору пользовались популярностью и радиодоклады, когда возле "тарелки" собирались целыми коллективами. Не говоря уже о митингах, собраниях и совещаниях на предприятиях.
Ко всему прочему в рамках общей переписи 39-го были проведены две специальные: спецконтингента (заключенных, охраны мест заключения, сотрудников аппарата НКВД) органами НКВД и военнослужащих НКО. Результат обеих переписей был приплюсован к общим итогам. Как свидетельствует история, численность населения оказалась равной 170 млн. человек. Прирост за два года составил 14 млн. Если вспомнить, какими "урожайными" эти годы были на смерть, то поистине произошло чудо. Однако при сравнении с результатами переписи 1926 года чудо сразу поблекло -ъ прирост за 13 лет составил 21,2 млн. человек. Это всего 9% от общего прироста населения вместо ожидаемых и естественных 29%.
Но вернемся к старому альбому. Благодаря ему родилась идея сделать такой же, образца 2010 года. А еще найти представителей тех семей, которые упоминаются в подписях к фотографиям. И собрать счетчиков, инструкторов, заведующих переписными отделениями прошлых лет. Недавно к Надежде Мохнаткиной обратился бодрый мужчина 77 лет:
- Я слышал, вам переписчики нужны. Вот один есть, принимайте!
Оказалось, что человек он опытный, участвовал в переписи 1959 года. В основной состав ветерана не взяли, потому что штат сотрудников уже укомплектован. Но в резерв записали.
Ирина Смирнова.
Фото автора и из архива подразделения Кемеровостата в г. Прокопьевске.
Выпуск №: 31-2010 (03.08.2010)