Рейтинг@Mail.ru
Раскулаченный «Зингер»

Раскулаченный «Зингер»

В календаре городских событий есть одна негромкая дата. Появилась она не так давно: два года назад краеведческий музей учредил День дарителя.

В случайном разговоре с сотрудником музея заместитель директора "Полиграфцентра" Елена Клещева упомянула, что в ее семье есть старое пианино.

- Выпущено в 1946 году фабрикой им. П.И. Чайковского. Когда приходил настройщик, пожилой уже человек, говорил, что хороший инструмент, клавиши из настоящей слоновой кости. Такой вот у нас "раритет", - смеясь, рассказывала она.

Однако собеседница вполне серьезно отнеслась к интересной новости и предложила Елене подарить пианино музею. Девушка согласилась с радостью, потому что детская тяга к музыке давно прошла, громоздкий инструмент стоит без дела лет пятнадцать, занимая полкомнаты. И желающих забрать его даже бесплатно не находилось - пугала необходимость тащить махину с девятого этажа.

А зачем пианино музею? Ведь 46-й год - не такая уж древность.

- Не скажите, - возражает директор краеведческого музея Галина Банкевич. - Середина прошлого века - уже история, особенно для молодого поколения. Для нас же приметы той эпохи несут особое очарование детства. И мы хотим подготовить экспозицию из предметов быта того времени.

Благодаря дарителям их уже набралось на целую комнату. Буфет и комод передал известный в городе художник Виктор Самошкин. В мастерской его коллеги по творческому цеху Рашида Багаутдинова нашлись платяной шкаф и медный таз. Особая ценность их в том, что это вещи Михаила Перепечина, автора генерального проекта оформления краеведческого музея. Таз к тому же можно обнаружить на многих натюрмортах.

Вообще, у каждой вещи есть своя история. К примеру, швейная машинка фирмы "Зингер", выпущенная в XIX веке, - теперь часть экспозиции, посвященной годам сталинских репрессий. Участник Первой мировой Игнат Григорьевич Черненко жил с семьей в Башкирии. В июле 31-го его раскулачили, но кто-то из односельчан сумел Игната предупредить, и дорогую по тем временам вещь успели передать старшей дочери Ефросинье. Она и сберегла "Зингер", единственную из всего домашнего скарба. Сосланная в Сибирь семья Черненко оказалась в Прокопьевске. Игнат Григорьевич устроился работать в горкомхоз, но в 37-м его арестовали и расстреляли. Давно нет на свете трудолюбивого и хозяйственного Игната, а швейная машинка "жива и здорова", она по-прежнему на ходу!

У пианино "биография" пока совсем коротенькая. Елена помнит только, что родители купили инструмент у соседей с пятого этажа, те же давно переехали, и их новое место жительства неизвестно.

- День дарителя прокопчан заинтересовал, - продолжает Галина Викторовна. - У нас уже четыре швейных машинки разных марок, в том числе и редкая, производства фабрики Попова. Два горняка передали форму почетного шахтера. Приходили родители с детьми, приносили бивни мамонта. А из самоваров и пишущих машинок уже можно делать небольшие самостоятельные выставки.

Какая награда ждет дарителя? "Вечный" входной билет на все экспозиции краеведческого. Но главное, у людей, которые что-то дарят, рождается уже совсем другое отношение к музею, любопытство появляется, желание узнать историю передаваемой книги, прялки, утвари, открытки. Хотя раньше это старье ничего, кроме стремления поскорее избавиться от хлама, не вызывало. Ведь в каждом предмете, который служит людям, есть частичка души мастера, его изготовившего, и владельцев, им пользующихся.

На средства от коммерческих выставок планируется расширить фондохранилище, где дары находятся до той поры, пока сотрудники музея делают их описание, реставрируют.

- У вас случайно нет стеклянной бутылки из-под кефира? Помните, с крышечкой из фольги, - улыбается моя собеседница. - Никак не могу найти такую. Ищем простую чернильницу-непроливайку. Рады будем и старой школьной парте.

Ирина СМИРНОВА. Фото автора и из фондов музея.

На снимках: Игнат Черненко и его "Зингер".


Выпуск №:  32-2010 (11.08.2010)

Возврат к списку