Редкая птица - хрустальный «Пеликан»
Портрет учителя в городском интерьере
У нас в образовании трудятся 3050 педагогов. Социологический портрет учителя: 97% женщин* стаж работы - 15 лет и более* подавляющее большинство - с высшим образованием* лишь 50% испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности. Может быть, отсюда и кадровые проблемы? Педагоги не стремятся повышать свое мастерство. "Буксует" городской конкурс "Учитель года", в котором за 16 лет его существования участвовали около сотни человек, что совсем немного для такого крупного города. Есть школы (№12, 24, 50, 59, 66), представители которых ни разу не попробовали свои силы в этом творческом состязании. А ведь победа предполагает не только почет и уважение, но и существенное материальное вознаграждение. Тем более, успех в аналогичных областном или всероссийском конкурсах. К сожалению, хрустальный "Пеликан", символ педагогического мастерства федерального уровня, еще ни разу не долетел до Прокопьевска.
Конечно, победа в конкурсах - это не основной показатель в оценке работы учителя. Главное - чему и как педагог научил школьника. Качество полученных знаний теперь определяют результаты Единого государственного экзамена. Отношение к нему разное, в большинстве своем негативное, как учителей, так и преподавателей вузов. Но ЕГЭ - это уже данность, с этим нужно не просто смириться, но и использовать. В целом прокопчане показали результаты выше областных по всем предметам, кроме истории, географии, немецкого языка.
Из почти тысячи выпускников у нас пятеро "стобалльников"(всего в Кузбассе их 37). В прошлом году не было ни одного. 15 ребят не сдали ЕГЭ по основным предметам (русский язык и математика), в 2009-м таких было 34. Прогресс налицо? Да, но для города с мощными педагогическими традициями, воспитавшего космонавта, академиков мирового уровня, изобретателей, адмиралов, этого все же недостаточно.
Меньше стало у нас ребят, отличившихся в предметных олимпиадах. Если в прошлом году победителей и призеров областных олимпиад было 9, то в нынешнем - уже 8. Причем по предметам, безусловно, важным (ОБЖ, физкультура, духовная культура), но не основополагающим при поступлении в вузы.
Сердечная недостаточность
"Сегодня большая часть родителей самоустранилась от воспитания собственных детей" - мнение 78% педагогов. Когда-то бившиеся в унисон сердца учителя - ученика - родителей теперь стучат вразнобой. Папы с мамами озабочены зарабатыванием денег, чтобы обеспечить семью. Что, собственно, было и раньше. Однако недостаток внимания в семье восполнялся системой бесплатных кружков и факультативов, действовавших в школах, домах пионеров, клубах и ДК. Школа была центром притяжения ребятни любого района до глубокого вечера. И трудились в ней истинные энтузиасты. Немало таких и сегодня. К примеру, ехала недавно в поезде Томск - Новокузнецк. Полвагона занимали юные футболисты, которые отправились на профильную смену в загородный центр. Мальчишки разного возраста: от семи до двенадцати лет. Так тренер, мужчина лет тридцати, лично заправил постели всем, кому досталась верхняя полка. А когда к утру похолодало, встал и каждого ребенка укрыл одеялом.
Но в выступлении Главы города прозвучали вопиющие факты. Учитель начальных классов школы № 35 "забыла" в театре первоклассника, и тот был вынужден самостоятельно добираться домой. В коррекционном интернате №4 воспитатель довела ребенка до самоубийства. В заброшенном доме на лямках своего ранца повесился ученик 9-й школы. А ведь одноклассники предупреждали учителя о возможности суицида... Причиной трагедий стали равнодушие как родителей, так и педагогов. И это при том, что практически во всех школах работают психологи!
Не справляется с ситуацией и внедренная несколько лет назад служба школьных уполномоченных милиции. Их в городе 20 на три десятка самых крупных школ. Тем не менее, не приходится говорить о заметном снижении подростковой преступности.
Достаточно ли эффективно используются спортивные, культурные и духовные центры как храмы, выставочный комплекс "Вернисаж", театр, дворцы культуры, стадионы? Многие ли школьники знают гимн России, а тем более Кузбасса и родного города? Хотя все это входит в подзабытое ныне понятие патриотизма, гордости и за свою страну, и за малую Родину.
- Нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы учителя все силы, старания и добрые порывы души отдавали детям, - подвел итог Валерий Гаранин. - И на сегодняшней встрече я говорил о негативе не со злым умыслом, а чтобы искоренить этот негатив совсем. Чтобы и вы, педагоги, и ваши ученики, и их родители - словом, все мы с гордостью могли сказать: "Прокопьевские школы - лучшие в России".
Какая она, наша новая школа?
Проблемы городского образования обозначены. Следующий вопрос известен нам со школьной скамьи: знаменитое "Что делать?" Чернышевского. Об этом говорил начальник управления образования Станислав Холкин. Если конспективно, то все упирается в квалификацию педагога и его стремление "сердце отдавать детям", а не набирать часы в погоне за зарплатой. Сегодня спросом пользуется социально активная личность. Стимул для творческой самореализации - областные (50 тысяч рублей) и федеральные (200 тысяч) гранты. Их обладателями за пять лет стали 35 учителей.
Это освоение информационных технологий. И хотя 80% прокопьевских педагогов прошли курс обучения работе на ПК, в образовательном процессе новинки применяют единицы. А ведь не за горами внедрение электронных дневников и журналов, что увеличит открытость школы для родителей. Как отметил Президент Дмитрий Медведев, "всегда приятно посмотреть на успеваемость ребенка. И на "двойки" важно посмотреть". И еще один момент: создание собственных сайтов образовательных учреждений, где выкладывалась бы информация об их деятельности.
Это вдумчивое и заинтересованное обсуждение проекта нового закона об образовании. Каждый педагог обязан не просто его прочитать, а проанализировать, внести свои предложения, ведь по этому закону предстоит жить нашей школе в ближайшие годы.
Это широкий обмен опытом с коллегами. Кстати, областные мастер-классы на базе прокопьевских школ №14 и 32 (в них участвовали более 200 педагогов Кузбасса), прошедшие накануне 1 сентября, получили высокую оценку специалистов департамента образования и науки.
Ирина СМИРНОВА.
Выпуск №: 35-2010 (01.09.2010)