Рейтинг@Mail.ru
Первый ты у неё или нет - неважно. Всё равно ответишь

Первый ты у неё или нет - неважно. Всё равно ответишь

Однажды муж пришёл домой и с порога сообщил жене:

- Предлагают машину-иномарку по сходной цене. Будем брать?

"Тойота" прослужила семье верой и правдой два года. Потом, как водится, супруг решил, что пора машину обновить. Старую продал и, оформив кредит, взял новую. Той же марки, но побольше. А спустя ещё два года получил повестку в суд.

Если в одном месте прибавилось, в другом столько же убавилось

Покупатель первой машины (для удобства изложения назовём его П.) в исковом заявлении требовал расторгнуть договор и вернуть ему деньги. Дело в том, что авто с учёта в ГИБДД сняли, поскольку вдруг обнаружилось, что номер кузова "неродной".

- Но позвольте, - возражал бывший владелец злополучного авто (его для краткости окрестим Л.) - Я же ставил её на учёт. Более того, я далеко не первый владелец, "Тойоту" ставили и снимали с учёта, как минимум семь раз!

Однако оказалось, что очерёдность важна только в отношениях с женщинами, а с авто - не катит.

- А может, П. сам и перебил номер, - пытался защищаться Л., - коль скоро у меня всё с регистрацией было в порядке.

После нескольких заседаний и экспертизы суд постановил: требования истца удовлетворить. Все возможные пересуды уже позади, постановление вступило в силу. Но вопрос остался: почему законопослушный гражданин и налогоплательщик должен отвечать своим карманом за бездействие государственных структур? У него что, детей нет, родителей-пенсионеров, на которых он может и должен тратить заработанное? Он что, украл, в карман положил государственные деньги? Очевидно, что в чьём-то кармане денег прибавилось, раз автомобиль, который по законам РФ не может быть допущен к эксплуатации, пересёк границу нашего государства. Но только не у законопослушного гражданина России Л.

Покупатель,

будь бдителен!

Пропуском иномарок через рубежи нашей родины занимается таможня, ставит на учёт ГИБДД. В эти организации редакция и обратилась с запросами.

Из городской ГИБДД ответили, что необходимы фамилии обоих фигурантов, а также номер самого авто. Область просто процитировала пункт из правил регистрации, дополнительно объяснив почему-то, что комментировать решения суда не вправе (никто и не просил - авт.). Тогда мы поставили вопрос шире: почему за огрехи госинститутов своим карманом должны расплачиваться граждане - и адресовали уже в департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. Вскоре из Москвы позвонили:

- Здравствуйте. Меня зовут Борис Алексеевич.

Имя Бориса Ионова, начальника отделения департамента ОБДД, частенько фигурирует в центральных СМИ при освещении сложных вопросов. Ровно год назад, в августе 2009-го, в интервью "Российской газете" чиновник разъяснял как раз подобный вопрос. Суть дела: у четырёх заявителей была общая беда: они купили неновые машины, зарегистрировали их в ГИБДД, а спустя годы вдруг проснувшаяся таможня заявляла, что авто ввезены в страну с нарушениями, и автоинспекция аннулировала регистрацию иномарок. У автовладельца на руках оказывалась груда железа, ездить на которой было нельзя.

Конституционный суд (КС) РФ вынес решение, запрещающее снимать с учета автомобили, которые были ввезены в страну с нарушениями при растаможивании. Порядок "потери" автомобилем своей регистрации до решения суда действовал такой: автоинспекция получает информацию от таможни, что автомобиль не прошел законную процедуру на въезде в страну. По этой информации сотрудники ГИБДД в соответствии со своими документами обязаны аннулировать регистрацию, потому как не они определяют легитимность машины, а таможня. Но проблемы возникают не у тех хозяев машины, которые перевезли ее через границу, а у последующих покупателей.

"В скором времени, - пишет далее "РГ", - таможней будет подготовлен нормативный документ, который снимет противоречия между законами. Этот документ должен прописать более четкий механизм действия таможни и ГИБДД в таких ситуациях".

Надо заметить, что гражданам, которые обратились в Конституционный суд, пришлось потратить несколько лет, чтобы доказать свои права на машину. Но, судя по решению судей, усилия автовладельцев того стоили.

Конституционный суд, согласившись с жалобщиками, подтвердил, что у водителей есть законное право быть хозяевами своих машин. Госавтоинспекцию обязали повторно поставить на учет их машины. Теперь требовать расплаты с владельцев машин за невыплаченные вовремя ввозные пошлины таможенники имеют право только в строго определенном случае, если смогут доказать в суде, что хозяева машин виноваты сами - не проявили бдительности при покупке.

Машина - не сырок

Собственно на это - бдительность при покупке - и делал упор мой собеседник.

- Я вчера шоколадные сырки в супермаркете покупал, - убеждал меня Борис Алексеевич, - они оказались просроченными. Пришлось отказаться от покупки. Так и с приобретением авто - надо смотреть, за что деньги отдаёшь.

В случае с сырками всё понятно - найти срок годности на товаре, действительно, святая обязанность каждого покупателя. Если прошляпил и купил некондицию, винить кроме себя некого. Но машина - не сырок. Вот по Первому каналу показывают серию передач: что мы едим. В фильме про рыбу отличить съедобное от несъедобного порой было не под силу даже экспертам с их лабораторными приборами и знаниями. Что уж говорить о хозяйках! А тут сложная техника. Надо быть действительно спецом, чтобы не нарваться. Или иметь деньги, чтобы нанять эксперта. Кстати о деньгах:

- Мне часто приходится бывать в Верховном суде, - продолжает разговор московский инспектор. - И как-то в приватном разговоре судья высказал такое мнение: "Никогда бы не стал покупать машину на рынке. Для этого есть салоны".

- Ага, - соглашаюсь я, - вот только если бы зарплата у шахтёров и бюджетников была такая же, как у судей. Тогда бы все авторынки вообще исчезли за неимением покупателей.

В заключение Борис Алексеевич резюмирует, что от подобных судебных решений должны отпочковываться уголовные дела, и органы обязаны найти того, кто нажился на сделке с машиной, и заставить его платить. Однако подобные дела на сленге милиционеров называются "висяками" и особой популярностью в их рядах не пользуются. Но всё равно он убеждён, что каждый пострадавший в подобной истории сам виноват. Пусть не на все 100%, но на 50 - точно.

При этом мнение "сам виноват" как-то слабо подкрепляется аргументами. Хотя реакция ведомства вполне адекватна, когда встаёт вопрос о чести мундира. Но, в конце концов, ГИБДД - структура, которая лишь регистрирует авто. А таможня - как раз та самая, по вине которой такие авто попадают в круг продаж и перепродаж. Структура, укомплектованная кадрами, имеющая на вооружении законодательно закреплённые полномочия. Но областные таможенники до сих пор молчат. На запросы не отвечают. Хотя, молчание - тоже ответ. Когда нечего сказать.

Елена Баева.


Выпуск №:  37-2010 (15.09.2010)

Возврат к списку