Кому «Шум», кому «Геометрия»
Прокопьевский драматический готовится к 65-му театральному сезону, который откроется в начале октября. Творческий коллектив продолжает искать, экспериментировать, а значит, зрителей ждут новые впечатления. Пока не закончилось театральное межсезонье, поделюсь размышлениями о некоторых спектаклях, которые пополнили репертуар в сезоне минувшем.
"Дон Жуан, или Любовь к геометрии" - работа, на мой взгляд, недооцененная. Одноимённая пьеса швейцарского экзистенциалиста Макса Фриша - это глубокая философская притча. В рецензиях театроведов часто встречается фраза: "спектакль сочинили...". Петербуржцы Антон Безъязыков (режиссёр-постановщик) и Александр Мохов (художник-постановщик) свой спектакль скорее даже сконструировали. Особенно впечатляют свисающие сверху столбы, напоминающие параллельные и перпендикулярные прямые. Персонажей пьесы режиссёр и художник переселили из европейского средневековья в условную восточную страну и облачили в белые одежды, наподобие арабских. Участники спектакля больше похожи на самураев, чем на испанских идальго. И в руках у них не шпаги, а деревянные шесты. Действие происходит под "барабанную" музыку (музыкант находится прямо на сцене), которая тоже ближе к восточной, чем к европейской традиции... Отечественные зрители слишком привыкли к психологическому театру. Они приходят, чтобы посмотреть, как люди на подмостках "переживают". Актёры, перебрасывающиеся деревянными шестами через всю сцену, повергают их в недоумение. Но театр бывает разный. "Дон Жуан" Прокопьевского драматического - очень необычный, яркий, зрелищный спектакль, в котором в то же время в полной мере присутствует философия, заложенная драматургом. У Мольера Дон Жуан несчастен, у Фриша он ещё и не свободен... Безъязыков наделён и чувством меры, и чувством стиля. По его словам, он не делит публику на "подготовленную" и "неподготовленную". "Дон Жуан" рассчитан на разных зрителей, а не исключительно на самых искушённых. Только приходить на этот спектакль нужно отрешившись от стереотипов, с желанием понять.
Самая резонансная премьера минувшего сезона - "Экспонаты". Спектакль поставил молодой, но уже громко заявивший о себе московский режиссёр Марат Гацалов (одна из его работ получила специальную награду "Золотой маски" - главного театрального конкурса страны). В мае и июне прокопьевские "Экспонаты" участвовали в двух престижных фестивалях: "Ново-Сибирский транзит" и фестиваль театров малых городов России. Кроме того, "Экспонаты" включены в конкурсную программу фестиваля "Текстура. Театр и кино о современности", который стартует в Перми 18 сентября. В афише "Текстуры", кроме того, спектакли театров Москвы, Петербурга, Комсомольска-на Амуре* Национального театра Венгрии. И ещё. Чтобы посмотреть "Экспонаты", впервые в истории Прокопьевского драматического в театр приезжают члены экспертного совета "Золотой маски".
Автор пьесы "Экспонаты" Вячеслав Дурненков принадлежит к движению, за которым закрепилось название "Новая драма". Новодрамовцы обращаются к "неудобным" проблемам и вопросам, выпадающим из поля зрения традиционной "драматургии благополучия". Пьеса "Экспонаты" стала победителем конкурса "Действующие лица". В нём, в отличие от новодрамовских "междусобойчиков", участвуют драматурги разных направлений. Иными словами, чтобы победить, недостаточно просто шокировать. Необходимо ещё обладать литературным талантом. Дурненков написал историю, в которой отра-зился кризис мировоззрения жителей провинции - наших современников. Можно ли ради материальной выгоды забыть о чувстве собственного достоинства? В крохотный Полынск, где уже сто лет ничего не меняется, приезжают московские предприниматели. Хотят устроить музей под открытым небом и на этом зарабатывать. Жителям Полынска отводится роль безмолвных экспонатов, одетых в костюмы XIX века. Бизнесмены рассчитывают, что население городка будет им благодарно: промышленности в этой глухомани почти нет, а участникам "маскарада" обещано материальное вознаграждение. Однако не всем затея по душе. Находится семья, которая вступает в открытый конфликт с пришлыми дельцами...
В спектакле персонажи не разделяются на "плохих" и "хороших". Как и в самой жизни, всё гораздо сложнее. По пьесам новодрамовцев нередко ставят так называемые "эскизные спектакли": минимум декораций и реквизита* актёры выходят к публике в повседневных костюмах, играют с листками текста в руках. Одни принимают такие эксперименты "на ура!", другие ехидно замечают, что это не какая-то новая форма в искусстве, а отрицание театра как такового. Как бы то ни было, всё, что когда-то было внове, рано или поздно вырождается в рутину. Опасался, что модный московский режиссёр поставит в Прокопьевске не спектакль, а именно "эскиз". А когда зрители примут работу в штыки, будет оправдываться: в вашем городе публика ещё не доросла... Но прокопьевские "Экспонаты" - полноценная и серьёзная режиссёрская работа. Гацалов доказал, что интерес столичных театральных критиков к его спектаклям не случаен. Кстати, "Экспонаты" положили начало сотрудничеству Марата Гацалова с труппой. С 1 сентября он главный режиссёр Прокопьевской драмы.
Театр учит думать, но способен и отвлечь от повседневных проблем. В прошлом сезоне афиша пополнилась комедией "Театр. (Шум за сценой)" по пьесе современного английского драматурга Майкла Фрейна. Режиссёр-постановщик Олег Липовецкий (Петрозаводск). Мало кому из зрителей довелось побывать на репетициях или увидеть, что происходит во время спектакля по другую сторону декорации. "Шум за сценой" приподнимает завесу над тайнами театральной жизни. Те, кто уже посмотрел спектакль, убедились в правоте слов Липовецкого: "Без чувства юмора в театре делать нечего!". Именно "Шумом" откроется новый, 65-й сезон.
Алексей Никонов. Фото автора.
Выпуск №: 37-2010 (15.09.2010)